Психологические маски, которые мы носим. Женские маски в отношениях с мужчиной Почему человек в маске выбрал именно его

Психологические маски, которые мы носим.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему совершенно разные люди могут воспринимать Вас совершенно одинаково? Почему происходит так, что у людей разного возраста, пола или социального положения возникает схожая реакция при виде Вас? А ведь это происходит отнюдь не случайно. Мы сами программируем людей на определенное отношение к самим себе. И делаем это с помощью своего лица, точнее его выражения. Мы настолько привыкли носить разные психологические маски на своем лице, что порой, даже не замечаем этого. Зато их очень хорошо замечают окружающие, и ведут себя соответственно тому, какое послание мы им адресуем с помощью своего лица. Хорошо, если выражение нашего лица вызывает позитивный отклик у окружающих. Но ведь не всегда бывает именно так…

Наше лицо - это визитная карточка нашей личности. Только единожды взглянув на человека, мы можем довольно точно определить, в каком настроении он находится, каково его самочувствие, насколько он успешен, не говоря уже о возрасте и внешней привлекательности. Так мы формируем первое впечатление о человеке, которое, как известно, складывается в течение всего лишь первых 30 секунд общения. При чем, в первую очередь мы пытаемся ответить на вопрос: Что перед нами за человек? Какой он? И сразу же по отдельным чертам его внешности мы формируем свое мнение, относя человека к какой-то из внутренних категорий: рубаха-парень, разгильдяй, кокетка, бандит, нюня, веселушка, ботаник, леди вамп и т.д.и т.п.

Поступая так по отношению к другим людям, и делая это автоматически, почти неосознанно, мы почему-то забываем, что и другие точно так же поступают с нами. Они так же сканируют наше лицо, приходят к определенному выводу по нашему поводу, и строят дальнейший диалог, исходя из того, что они видят, и соответственно, ждут от человека. Мы всегда, хотим мы того или нет, отсылаем четкий запрос окружающим, как к нам нужно относиться и как нас воспринимать. Т.о. мы создаем программу, по которой мы выстраиваем свои отношения с людьми, а в конечном итоге и свою жизнь.

Самое страшное, что мы не всегда осознаем эту программу. А если и осознаем ее наличие, то не всегда правильно оцениваем степень ее влияния на нашу жизнь. Нам кажется, что мы вовсе не так уж и угрюмы, мы имеем веские причины для уныния, написанного на лице, а эти бровки домиком делают наше лицо просто милым, отнюдь не вызывая жалость у окружающих. Мы склонны строго судить других и гораздо мягче - себя. Но остальные делают то же самое! Вот так и получается, что мы ищем причины негативного к себе отношения в недоброжелательности других, в то время как все они (или большинство) лежат в нас самих.

Поэтому я предлагаю максимально объективно взглянуть на себя, на свое лицо и его выражение, и понять, какое основное послание оно несет окружающим. Подойдите к зеркалу, и внимательно посмотрите на свое лицо. Какое оно: веселое или угрюмое, злое или плаксивое, задорное или грустное. Постарайтесь максимально расслабить мышцы лица, чтобы увидеть его истинное выражение.

Когда мы подходим к зеркалу, то чаще всего непроизвольно меняем выражение своего лица, как бы позируя перед самим собой. В итоге мы видим в зеркале не совсем то, что привыкли видеть на нашем лице окружающие. Постарайтесь максимально расслабиться, не строя себе рожи, и не буравя свое отражение пристальным взглядом, отыскивая недостатки внешности. Постарайтесь охватить лицо в целом, чтобы понять, какое общее впечатление оно производит. Посмотрите на себя, как на незнакомца. Что бы Вы могли сказать об этом человеке, если бы видели его в первый раз?

Если Вам уже давно не 18, то сеточка мелких и не очень морщин будет подсказывать Вам, какое выражение привычно «проступает» на Вашем лице. Ведь морщины образуются тогда, когда мы часто принимаем одно и то же выражение лица. Когда появляются морщинки, наше лицо превращается в более или менее устойчивую маску, т.е. в личину, которую мы предъявляем миру. Таких масок может быть множество, сообразно настроению и ситуации, но основная из них одна. Остальные же лишь накладываются поверх нее. Давайте рассмотрим, какие основные маски мы с Вами носим.

Психологические маски:
________________
1. Основная маска - это маска нашей базовой психологической травмы.

Мы с Вами живем в мире, где далеко не все и не всегда складывается самым благоприятным для нас образом. Бывает так, что в нашей жизни происходят очень тяжелые события, с которыми мы не можем до конца справиться. В итоге в нашей психике возникает сильная травма, которая оказывает большое влияние на нашу жизнь, зачастую заставляя нас переосмыслять свои ценности и взгляд на мир. Это своего рода психологическая заноза, которая постоянно напоминает о себе, заставляя нас оберегать больное место и избегать лишних движений. Время от времени она может гноиться, принося нам все новую боль. Она отравляет нам жизнь, но мы никак не решаемся от нее избавиться, боясь новой, еще более сильной боли. Вот и носим ее в себе постоянно. Иногда мы настолько к ней привыкаем, что даже не представляем, как бы мы жили без этого.

К базовым психологическим травмам относятся: потеря или длительное отсутствие близкого человека, унижение и потеря статуса, психологическое или физическое насилие, несчастный случай или катастрофа, крушение идеалов, отвержение. Что бы это ни было, но это настолько сильное переживание, которое заставляет человека перегруппироваться вокруг него, бережно защищая это больное место. Испытывая сильное эмоциональное потрясение, человек столь же сильно переживает его и на физическом уровне, образуя мощные зажимы на уровне тела. Естественно, что это отражается на его внешнем облике, создавая ограничения в теле и маску на лице.

Т.о. пережитая травма продолжает жить в нас, заставляя меняться наше лицо и тело. Проявляясь на лице, она как бы взывает к окружающим, требуя от них помощи и участия. Но поскольку мы сами давно уже смирились со своей травмой и вызываемой ею болью, можем практически не осознавать ее, то и реакция на нас окружающих может быть нам не понятна, вызывая у нас неприятие и даже агрессию. Вот так и получается, что наше лицо кричит одно, а мы можем оценивать себя совершенно иначе.

Отсюда и берут свое начало такие парадоксы, как строгий начальник с выражением лица обиженного ребенка или почтенная матрона с фарфоровым личиком и наивными глазами маленькой девочки. Это происходит потому, что наше тело под влиянием эмоционального стресса как бы застывает, сохраняя навечно то самое выражение лица, которое отражает наши травматические переживания. Более того, оно запоминает не только эмоцию, но и возраст, в котором она была пережита. Именно поэтому лица людей, переживших травму в раннем детстве, сохраняют детские черты до самых преклонных лет.

Так проявляются наши психотравмы, создавая у нас на лице различные маски, которые мы вынуждены носить до конца жизни. Они остаются на нашем лице не зависимо от нашего настроение или физического самочувствия. Наши текущие эмоции как бы накладываются поверх этих основных масок, слегка корректируя их, но не в силах изменить кардинально. Так, человек может улыбаться губами, а глаза его останутся печальными, да и уголки рта часто как будто не в силах подняться вверх, создавая печальную запятую на лице.
________________________________
2. Маска базового отношения к жизни.

Она в чем-то похожа на предыдущую, но формируется не в результате какого-то разового негативного опыта, а как отражение нашего отношения к жизни и собственной жизненной истории. Эта маска проявляется постепенно, отображая весь спектр характерных для нас эмоций, наше представление о себе и своем месте в этом мире, наши ожидания от окружающих, наш образ мыслей и действий. Эта маска способна видоизменяться с течением времени, обрастая все новыми деталями, но основные ее черты все же остаются неизменны, как неизменны и наши взгляды на жизнь.

Именно эта маска наиболее точно отражает нашу истинную сущность, те мысли и эмоции, которые у нас преобладают. Так, оптимист будет стараться при любых обстоятельствах сохранить жизнерадостное выражение на своем лице, в то время как пессимист даже в минуты бурной радости не сумеет до конца стереть привычное выражение грусти. Внимательно понаблюдайте за окружающими, и Вы увидите, что одни люди как будто бы постоянно плачут, другие вечно недовольны, третьи - презрительно-надменны.

Отчетливо видя эти черты у окружающих, мы часто не замечаем их признаки у самих себя. Но зато их видит и замечает наше бессознательное, воспринимая выражение лица как руководство к действию. Видя по отражению в зеркале, что мы недовольны, оно услужливо выискивает в нашем окружении все новые и новые поводы для недовольства, а таких можно найти множество. В результате мы еще больше укрепляемся в своем восприятии окружающей действительности, усиливая соответствующую эмоцию и ее выражение на лице. Вот так и получается, что наше лицо как печать хранит какую-то основную эмоцию, целостно отражающую наше базовое отношение к жизни.
________________________
3. Профессиональные маски.

Занимаясь большую часть жизни определенной деятельностью, мы хотим того или нет, вырабатываем и развиваем у себя ряд черт, характерных для людей этой профессии. Это называется профессиональная деформация. Естественно, что эти новые черты тут же находят свое выражение на нашем лице. С течением времени эта маска так сильно к нам привыкает, что становится неотделима от нас самих.

Плохо то, что мы часто переносим эту маску и характерное для нее поведение из профессиональной деятельности в свою личную жизнь. Так строгая учительница продолжает поучать и строить своих домочадцев, а хирург сохраняет непроницаемо-сосредоточенное выражение на лице даже в постели с женой. В итоге эти маски, призванные вначале защитить человека, помочь ему выработать правильную линию поведения в его профессиональной деятельности, начинают подчинять его себе.

Профессиональная маска страшна тем, что под ней человек теряет свою индивидуальность, становится просто представителем определенной категории людей. А ведь нам хорошо известно, что может и чего не должен делать тот или иной профессионал. Мы навряд ли ждем от интеллигентного архитектора, что он будет в припрыжку скакать по коридору, да и рослый военный, беззаботно рвущий на лугу цветочки покажется нам довольно странным. Вот так, выбирая себе профессию, мы неизбежно накладываем на себя ограничения, развивая одни свои черты и пренебрегая другими.

Поэтому, если Вы хотите оставаться многогранной личностью, не ограниченной определенным набором черт и напротив, не хотите переносить на свою семью тот тип отношений, который есть у Вас с подчиненными (или с начальником), научитесь разотождествлять себя со своей профессиональной маской. Сделать это можно довольно просто: достаточно произнести несколько раз формулу, начинающуюся словами Я НЕ…, и дальше подставить какую-то свою характеристику. Например: я не мое тело; я не то, что я делаю; я не то, что я чувствую; я не то, что я имею.

А после того, как Вы все это произнесли, самое время задаться вопросом КТО Я?
_____________________
4. Заимствованные маски.

Живя среди людей, мы волей или неволей приобретаем черты тех, с кем мы постоянно общаемся. При этом важна не только продолжительность и интенсивность этого общения, но и значимость для нас данного человека. Все мы в подростковом возрасте старались подражать какому-то кумиру, а будучи маленькими, повторяли все за родителями. Так мы учились новым для себя моделям поведения, расширяя свой арсенал общения. Но даже став вполне взрослыми и самостоятельными, мы продолжаем копировать тех, с кем проводим значительную часть времени. Для кого-то таким образцом для подражания становится любимый начальник, кто-то восхищен своим лучшим другом, а другие видят достойные примеры на экране телевизора.

Но в подобном копировании есть и своя опасность. Ведь вместе с хорошим мы вполне можем перенять и то плохое, что есть у человека. А кроме того, примеряя на себя чужую личину изо дня в день, мы постепенно и незаметно для себя изменяемся, утрачивая свою индивидуальность. Мы вполне можем стать просто бледной копией своего кумира, так и не достигнув его высот. Поэтому подражание хорошо лишь на первых этапах вхождения в какую-то новую для себя роль, но его нужно суметь вовремя отбросить, выработав свою новую линию поведения, отличную от перенятого вначале образца.

Наиболее часто мы перенимаем, даже сами того не замечая, некоторые черты своих родителей. Именно так мама поджимает губы, когда чем-то недовольна, а папа также выкатывает глаза в приступе злости. Чем более сильна наша связь с кем-то из родителей, тем больше ужимок из его арсенала перейдут к нам. И даже если мы пытаемся от них избавиться, контролируя свое поведение и выражение лица, в момент сильных эмоций эти черты неизбежно к нам возвращаются, конечно, если мы не сумели сменить их на какую-то другую модель поведения.

Заразительны также гримасы людей сильных и харизматичных. Сильный человек помимо воли притягивает к себе внимание, заставляя с собой считаться, прислушиваться и приглядываться к себе. Вот мы уже и отметили его привычку хмурить брови и покусывать кончик карандаша в минуты раздумий. Поэтому рядом с сильной личностью часто можно обнаружить людей, имеющих весьма сходное выражение лица.

Также заразительны и эмоции, испытываемые одновременно большим количеством людей. Так, на лицах служителей похоронных контор как будто застыла вечная скорбь, как отражение того, что они почти каждый день наблюдают на своем рабочем месте. Именно поэтому выражения лиц милиционеров так часто похожи на лица тех бандитов, с которыми они постоянно общаются. А вот лицо свадебного тамады гораздо чаще освещает веселая улыбка, даже тогда, когда он не на работе.

Поэтому так важно окружить себя «правильными» людьми. Постоянно вращаясь в обществе успешных людей, мы приобретаем частичку успеха и для себя самих, а наши манеры и выражение лица становятся все более спокойными и уверенными. Общаясь с людьми набожными (не фанатичными), мы и сами становимся более терпимыми, оптимистичными и доброжелательными, внося духовный свет в свою душу и озаряя им свое лицо. Постоянно сталкиваясь со счастливыми семейными парами, мы имеем гораздо больше шансов удачно построить свои отношения со второй половинкой.

Итак, мы с Вами выяснили, что различные психологические маски, которые мы носим на своем лице, являются лишь отражением нашего внутреннего мира. Но они также способны влиять на нас, подчиняя себе наше мироощущение. Сначала мы одеваем эти маски на себя, пытаясь примерить новую роль или защищаясь от боли, а потом уже и сами не замечаем, как эти маски начинают управлять нашей жизнью. Чтобы этого не происходило, постарайтесь в любой ситуации оставаться самим собой. А о том, как помочь себе избавиться от маски, мы поговорим в моих следующих статьях.

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски


В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска - зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее - они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты - родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки, «няшки» и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки - во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей


К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

  1. . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело - она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни - новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  2. Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться «сохранить лицо» в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  3. Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам - соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  4. Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте - кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соцсетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон - политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски


Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя - наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает «вечно несчастным» вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской «вечно несчастного», только здесь преобладает позиция «не смогу», «не получится», «не умею», «не понимаю», «слишком сложно для меня» и т.д. Цель одевания такой маски - переложить свой груз (работы, ответственности, решения проблем) на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце - хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник» . С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей «тонкой» организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет «весельчаков» постоянно находиться в обществе, а в идеале - в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением - по телефону, в социальных сетях или в скайпе. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской «весельчака» живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок» . Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования - сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой - возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, «просчитаны» и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение - их собственное. Цель такого «маскарада» - вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).
Любая из вышеперечисленных психологических масок - это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека


Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая - скрыть страхи и комплексы, вторая - достичь меркантильных целей, третья - самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  1. Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, - тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  2. Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое - и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость «напрягаться» отпала, он снимет маску.
  3. Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть «личину» помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.
Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы - как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:


В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Вы понимаете, что у каждого есть желание быть тем, кем им бы хотелось или для того, чтоб другие думали, что такие?
В самом деле, большинство людей, которых вы когда-либо встречали не те, за кого они себя выдают. Конечно, свое имя человек в 90% времени, говорит правдиво, но характер, который он показывает, это просто фасад. Люди разработали разнообразные маски, чтобы скрыть истинные эмоции внутри.

Маски предназначены, чтобы скрыть то, что сидит внутри - настоящее звериное, зачастую это что-то слишком постыдное, и поэтому скрыто от других. Если человек обнажит эту правду, снимая маску, выставит ее на всеобщее обозрение, то в подавляющем большинстве случаев это может опозорить нас. К сожалению, тех людей, которые носят маски, я и многие другие, научились видеть сквозь них.

В этой статье я собираюсь показать вам, что скрывается за каждой маской, и для чего она предназначена.

Большинство из нас, отчасти, лицемеры в какой-то степени. Маски в действительности, некий психологический механизм защиты, который разработан с единственной целью облегчить человеку жизнь. Люди носят маски для некой ширмы, необходимой для принятия его обществом. Ведь получив отказ со стороны общества, человек может иметь очень серьезные последствия, начиная с презрения и заканчивая полным изгоем.

Но мы стали настолько зависимы от масок, которые мы используем, что скрываем свои истинные лица, даже тогда, когда этого на самом деле не нужно. С учетом сказанного, хочу вам рассказать о истинных мотивах людей, которых одевают маски и их вы вероятно, встречали. Прочитав, вы возможно, многих узнаете из тех с кем вы общаетесь. И так, начнем:

1. Неприятный
Легко определить их по хамским наклонностям, сначала говорить, потом думать. Эти люди редко, что скрывают. Они ошибочно считают, что чем громче они говорят (или более неприятно ведут себя), тем меньше шансов, что Вы сможете увидеть, как они одиноки, трусливы и малодушны на самом деле. Самые громкие люди, как правило, самые слабые. Это подобно тому, как некоторые животные (например, некоторые виды ящериц и птиц) меняют свой внешний вид, чтоб отпугнуть потенциальных хищников.

2. Довольно милые
Люди, которые очень физически очень привлекательны и используют эти качества в своих корыстных целях, на всех этапах жизни. Так как еще с детства они заметили, что их внешний вид приносит им положительные результаты в 80%, они, как правило, не развивают никаких других качеств своей личности и, таким образом остаются с пустой головой (в случае девочек принято говорить «блондинка») или безнадежно высокомерные (в случае мальчиков). И когда им отказываешь, это наносит им сокрушительный удар, потому что они не привыкли слышать слово «нет». Когда вы встречаете таких людей, то их, можно использовать, как возможность практики отказывать и говорить «нет». Тем самым Вы будете делать из них настоящих мужчин и женщин.

3. Благочестивый
Эти люди, как правило за маской, прячут две вещи:

Тот факт, что они часто имеют намного больше грехов, чем показывают.
Так же, то что они на самом деле не такие яркие (даже если они будут всем своим видом показывать и намекать на это).
Эти люди думают, что все либо черное, либо белое. Они считают, что добро и зло являются простыми условия для определения и жизни. Тем не менее, эти люди, как правило, не умнее большинства, они часто используют мистику религии, чтобы скрыть тот факт, что они на самом деле невежественны. Это для них легко, потому что религия не следует правилам логики. При встрече с такими, следует задавать только сложные вопросы. И вы сразу увидите, что они начинают извиваться, потому что их «правила» жизни не охватывают, что-нибудь на самом деле ценное.

4. Законники
Люди, которые всегда используют строгие правила, чтобы выиграть спор или защитится, они не способны самостоятельно мыслить. Они боятся людей, которые умнее их. Это потому, что умный, как бы бросает им вызов, он думает «вне их правил» - и это вырывает их зоны комфорта. Вы найдете много хороших людей, которые соответствуют этим правилам. Эти люди как правило, полагаются на других людей, которые создадут правила для них, чтобы им следовать. Без правил, они безнадежны. Они чувствуют себя более комфортно, как ведомые, чем ведущие. Они хотят, чтобы бы им сказали, что делать и что думать.

5. Драматический актер/актриса
Люди, которые любят слишком остро реагировать на все, это наиболее обманчивая маска. Эти люди могут стать профессиональные актеры, если захотят. На самом деле, многие профессиональные актеры и актрисы такие по умолчанию. Они особенно опасны, потому что они могут вызвать эмоции по команде. Хотя большинство из этих людей составляют женщины, встречаются иногда и мужчины, которые также отвечают всем требованиям. Эти люди используют для своих целей, различные выходки, крик и т.д. - в основном потому, что они любят быть в центре внимания. Они слишком остро реагируют на все, когда хотят, чтобы другие принимали их более серьезно, чем это необходимо. Совет, не обращать на них внимание, для них это величайшие оскорбление.

6. «Скрытый извращенец»
Есть два вида застенчивых людей:

Те, которые действительно, по-настоящему застенчивы
И те, для кого это временная «застенчивость».
Второй одевает маску застенчивости, чтобы скрыть тот факт, что они являются «извращенцем». Эти люди любят быть хамоватыми, неприятными, дикими - особенно в спальне, но они не хотят, чтоб об этом кто-то знал. Показная застенчивость помогает им скрыть тот факт, что почти во всем у них нет табу. «Застенчивый» фасад помогает им, чтобы отфильтровать тех, кто будет принимать таким, как они есть. За этой маской они скрываются врожденное желание быть грязной шлюхой, любят чтоб было погорячее, грубо и т.д.. Совет: Применить алкоголь. Застенчивость исчезает, как первый снег, после первого бокала. Повторить по мере необходимости.

7. Кактус
Люди, которые по жизни циники, постоянно говорят с сарказмом или едкие словечки в своих высказываниях обо всем, но на самом деле они очень одинокие, несчастные люди. Чтобы скрыть этот факт, они словами портят эмоциональную ценность всего, чтобы другие, вокруг них, тоже себя чувствовали, как они. Совет: Игнорировать их, когда они открывают рот для гадостей. Пусть считают, что то, что они говорят это важно.

8. Пассивно-агрессивный
Это люди, очень скрытны, когда они хотят о своих проблемах, они предпочитают обложить вас намеками со всех сторон, чтобы выразить свое недовольство. Суть в том, что эти люди стараются избегать открытого противостояния как можно больше. Это потому, что они на самом деле трусы, которые хотят бороться, но не имеют ни желания, ни сил, чтобы сделать это. Их легко напугать. Как таковые, они преследуют уклончивые методы ведения войны, в то же время очень корректным и невыносимо вежливы. Они полагаются на то, что вы, уважая их границы не станете конфликтовать. Лишите их этой возможности. Начините противостоять им. Если они скажут, что это глупая и детская война, просто напомните им, кто ее начал. Совет: Дать им понять, что вы открыто будете им противостоять, тем самым лишая их власти. Это будет сводить их с ума.

9. Человек, который хочет быть похожим на своего кумира
Этих людей легче всего обнаружить. Они всегда окружены предметами из жизни того, кому они поклоняются. Они жертвуют своей индивидуальность, стараясь быть похожими на своего кумира. И отсюда проблемы подражателей: Они не имеют чувства собственного достоинства. Они лояльны только к тем, кого они воспринимают как ценный источник духовного подъема - поэтому их лояльность условна. Сказать такому человеку, что он «подражатель», очень сильно их ранит, это самое больное место. Но зачем останавливаться? Сейте семена сомнения. Что он не так хорош и т.д.. и вся суть его проявиться.

10. Беспокойный Комик
Как бы странно это ни звучало, это люди, которые любят, заставлять других смеяться (особенно за счет тех, кто рядом) тем самым пытаются перенаправить внимание от собственной ненадежности. Они надеются, что, когда смешно, то внимание остальных занято, что это уменьшает вероятность того, что их недостатки (в большинстве своем мнимые) останутся незамеченным. Иногда это происходит от того, что они чувствуют скованность и нервозность. Про себя они они рассуждают, что если все смеются, то это решит вопрос в любой критичной ситуации. Хотя часто есть такие ситуации, которые не требуют юмора. Эти люди относительно безвредны. Совет: подружится и дать им уверенность в себе. А для тех, кто использует свой юмор, чтоб обидеть других, используйте переключение внимания на них самих. И сохраняя внимание, сосредоточенное на них, будет убивать в них уверенность в себе. Они будут взрываться под тяжестью собственной неуверенности. У комиков, как правило работает правое полушарие мозга и отсюда «нечеткая логика», поэтому легко убить их харизму.

11. «Гуру»
Они просто знаю много по мелочи, о многих разрозненных фактах - но редко их информация, имеет какое-либо полезное значение. Они выставляют напоказ свои экспертные мнения, чтобы заслужить уважение своих коллег. Это обычно работает, потому что окружение, как правило, люди, которые находятся на том же уровне. Этих людей можно назвать - одноглазые, которые живут в стране слепых. Так как они хорошо оперируют различными знаниями то, как правило, всегда на шаг впереди. Они не боятся быть пойманными, потому что, опять же, их аудитория это те, которые редко глубоко вникают в суть вопроса. «Гуру» пребывают таковыми, до тех пор, пока не появится кто-то, достаточно умный, чтобы раскусить их блеф. Вот тогда, реальный трус и выходит. Единственное оружие, которое есть у них, уверенность в себе. Если Вы при людно докажете, что вы знаете противоположное, его утверждениям, что он лжец, тогда стыд и чувство вины раздавит его.

12. Хвастливые
Люди, которые любят хвастаться, эта маска очень небезопасна. Они, как правило, настолько привыкли к бахвальству, что наступает время, в их жизни, когда эта маска становится второй натурой. Большинство из их бахвальства, ложно - эта ложь предназначена, для покрытия тех недостатков в жизни, за которые им ужасно стыдно. Хвастливых людей, на самом деле, довольно жалко. При общении с ними, нет конца тому, что байки, которые вы слышите не придуманы им сейчас. Если вы хотите, весело провести с ними время, открыто при всех говорите, что они всё придумали. Сказать открыто, что вы знаете о том, что они врут, при этом ничего не доказывая. Вы сразу увидите на лице хвастуна, как он начнет извиваться, менять свою историю, и т.д..

13. Интеллектуальная маска
Интеллектуалы на самом деле очень застенчивые люди, поэтому прячутся за свой ум. Интеллектуалы, как правило, ужасно боятся отказа. Поэтому, они не любят риска и часто пребывают в надежде, быть приглашенным на свидание, а не играют роль инициатора. Часто эти люди любят задавать риторические вопросы в попытке запутать своего собеседника в споре. Просто напоминайте им, что задавать вопрос, на который они не готовы сами ответить бессмысленно. Это вызовет мелкий шок и трепет, тем самым поможет свести дискуссию к концу.

14. Бюрократический
Люди, которые любят усложнять вопросы на самом деле очень незначительные люди, которые пытаются состоятся и обрести чувство собственного достоинства, создавая волокиту, из ничего. Бюрократические люди не уверены в своих достижениях в жизни. Это потому, что в глубине души они знают, что их актуальность временна и может изменится. Чиновники часто думают, что значение прямо пропорционально размеру и сложности - что заблуждение, это и определяет их весьма некорректное поведение. Сказать им нет, четко и без возражений, это заставит их чувствовать себя бессильными.

15. Ваши друзья
Многие из ваших друзей подружился с вами, только из-за того, что вы приносите им пользу. Вы должны знать, что дружба, как сделка - это означает, что есть взаимосвязь получения и отдачи. Как только внутренняя стоимость уменьшается, дружба заканчивается. Даже те друзья, которые были с вами в трудные времена - они дружат потому, что, и вы даете им чувство, что вы поступите так же. Никто ничего не делает бесплатно.

Вывод
Теперь, когда вы понимаете, что большинство, кого вы знаете, носили маски, все это время.Так же Вы сами, теперь можете определить тип своей маски. Да, вы! Ваша маска говорит о том, что вы пытаетесь скрыть. Какая из этих 15 масок, подходит Вам? Если вы думаете, что не одна из них, то вы, вероятно, относитесь более чем к одной. Далее, когда вы поймете природу своей собственной маски, вы сможете познакомиться с новыми людьми, и узнать природу своего страха. Узнав природу своего страха, то вы сможете понять, как его преодолеть. После того как вы это сделаете, умы человечества у Ваших ног и ты король мира.(psihiya.ru)

Почти 10 лет своей жизни, начиная с 22 лет, я была несчастна, как несчастен любой человек, лишённый права быть собой.


В годы учёбы всё было нормально: я была умная, получала привычные «пятёрки» и как девочка-отличница ни у кого не вызывала никаких подозрений.

Отличница в школе -- это норма, а после я поступила на иняз, где на 100 девочек приходился 1 мальчик, а не физический или математический факультет, где девушка-студентка согласно стереотипам не может быть умнее пацанов.

Всё, что у меня было в активе -- это безобидная бабская лингвистика да школьные девичьи пятёрки. Если мальчик учится на отлично, его считают умным. Если на отлично учится девочка, её считают усидчивой, ответственной и прилежной.

Хотя ответственности, прилежания и усидчивости во мне не было от слова "совсем". Я ничего никогда не зубрила, а домашние задания делала на перемене, которая шла сразу после урока, на котором их задали. Главное воспоминание о себе в школе -- стою на перемене перед кабинетом и что-то строчу в тетрадь в ожидании, когда нас запустят в класс.

Не от повышенной ответственности кидалась я писать «домашку», даже не выйдя за пределы школы, а для того, чтобы поскорее отделаться от неё, прийти домой абсолютно свободной от уроков, заданий, упасть на диван и читать. Ну, или тащиться на хореографию, после которой -- опять же -- упасть на диван и читать, а не разбирать в тетради слова по составу, выделяя в них корень, приставку, суффикс и, быть может, окончание карандашом, а не ручкой. Ручкой рисовать дугу, квадрат, перевёрнутую букву V и две смежные стороны прямоугольника почему-то было нельзя.

Как нельзя было писать в тетради плохим почерком и зачёркивать. За исправления снижали оценки. Не заносись, не бери на себя слишком многого. Напиши сначала начерно, проверь, а уж после перепиши аккуратно в тетрадь.

Да щаззз! Я никогда ничего не писала на черновик, и учителя прощали мне мой неразборчивый почерк и даже зачёркивания, чего не прощали никому другому. Нутром чуяли: меня лучше не взрывать, ибо если открою рот на своей начитанной голове, полетят их дутые авторитеты в тартарары.

В университете на неудачниц-преподш я смотрела как на говно. Все умные девки, окончив иняз, сваливали в Лондон, Штаты или в Москву. На кафедре оставались совсем уж забитые клуши, которые чувствовали себя более-менее уверенно лишь в стенах Альма Матер и жили грызнёй из-за научных публикаций по языкознанию.

Если бы эти публикации имели отношение к науке, я бы отнеслась к преподам с уважением, но оформленные в виде диссертаций пересказы чужих мыслей, открытий, исследований имели целью другое -- получить прибавку к ставке и место в экзаменационной комиссии. И не несли, конечно, ничего нового человечеству.

Впрочем, кафедральные курицы меня тоже не трогали, не травили, не осаживали, оценок не занижали, за ум не гнобили. Во-первых, будучи существами ограниченными, они не могли его разглядеть у других, а во-вторых, у меня на лбу было написано, что я не претендую на место на кафедре, а, значит, не являюсь для них потенциальной конкуренткой в погоне за часами и надбавками.

Короче, до 22 лет я была умной и не скрывала этого. Необходимости не было. А в 22 года я пришла на завод, и там мне открылось небо в алмазах.

Вместе со мной в отдел устроились парни -- такие же, как я «нули» без опыта работы. Однако им по умолчанию поставили оклад выше, и это несмотря на то, что я окончила государственный университет, знала два иностранных языка, а их дипломы были выданы местными шарашкиными конторами. Объяснялась такая несправедливость просто: я -- женщина.

На заводе была негласная политика: дело мужика -- кормить семью, дело бабы -- выйти замуж.

Женщинам платили меньше и крайне редко давали руководящие должности. Мало кто из нас смог продвинуться по карьерной лестнице выше начальника какого-нибудь вшивенького отдела. На моей памяти таких женщин было всего три: одна -- жена директора завода, вторую прислали сверху из Москвы, третья -- главбух -- должность сугубо бабская и подсудная.

Будучи умной, я быстро просекла: в среде, где меня называют Леночкой, лучше не умничать, а молча делать своё дело, приближая себя к поставленной цели -- пятичасовому звонку, извещавшему об окончании рабочего дня.

Потом была другая работа, уже в Москве, где тоже было выгодно казаться примитивнее, чем я есть. Меньше думать, изображать деятельность, не лениться и ездить в командировки и, главное, меньше умничать.

Вы думаете, что большими компаниями управляют большие умы? Отнюдь. Может быть, когда-нибудь и где-нибудь эти люди и были интеллектуалами, но, попав в систему менеджмента, они стали управлять. А управление, как ни печально признавать это, подразумевает не ум, а навыки. Умный подчинённый опасен, умный начальник -- требователен. Поэтому никаких новых идей в системе даром не надо, а нужен подвешенный язык, за которым скрывается отсутствие мыслей. Нагородила штампов перед Советом директоров, и все счастливы. Бабло-то капает.

Надоело. Села писать, о чём всегда мечтала. Блог завела. Тонкий, умный. Всем -- пофиг. Два умных человека, за что им спасибо, буквально повторили классика:
Лена, быть может, это и недурно, но слишком уж умно. Народ не поймёт. Вырасти сначала, наработай аудиторию -- тех, кто с тобой на одной волне, тех, кто понимает несказанное, читая тебя между строк.

Завела Мальвину Олеговну -- эпатаж, инстинкты эгоистичной, недалёкой, но хваткой суки. Блог пошёл на ура. Вырос в то, что вы читаете сейчас. Книги ушли влёт, нашли своего читателя. Начала тихонько писать то, что думаю -- серьёзно, осмысленно, о больном и важном. Жду, когда начнут вот меня понимать между строк.

Я не жалуюсь на судьбу, не обращаю и внимания на выпады ничтожеств, которые завели себе бабу для того, чтобы кончать ей в рот, и считают, что женщина не способна на большее, чем секс-еда и вынашивание. Что поделать, если общество так устроено, ну не бороться же в самом деле с мельницами, пытаясь доказать, что ты не верблюдица. Но я счастлива тем, что теперь мне не нужно носить чуждую для себя маску, скрывая за ней истинное положение дел с моим умом, чувствами и переживаниями.

Мало кому из нас удаётся жить, не скрываясь под паранджой. Все зависимы от мужа или начальника, от соседей или подруг. Ну, правда -- начнёшь говорить с подругами на языке своих мыслей, так что с ними будет? Попрячутся под стол, испугаются. Скажут, подменили Лену, верните нам ту суку. Как же здорово, что я решила и эту проблему, избавившись от лишних и непонимающих меня людей, и обретя тех, с кем можно даже молчать.

Поверьте, никакие ништяки не стоят того, что тебе приходится прятать свою суть. Это всегда потерянное время, о котором, уверена, любой человек перед смертью будет вспоминать с сожалением. Услышьте меня, поверьте той, которая обрела то, о чём вы боитесь даже подумать.

Я потеряла почти десять лет, чтобы меня приняло общество, не готовое, в принципе, принимать умных женщин, которые, к тому же, молоды и привлекательны. Нет, мы не совсем дикари: на умных пенсионерок смотрим благосклонно, на умных уродин -- тоже. А вот умная, молодая и симпатичная -- это перебор, too much, так не бывает, а если она ещё и богата, то обязательно "насосала", "за неё пишут литературные негры" и "мы не понимаем её, значит, она -- дура".

Да пошло оно в жопу такое общество. В какой-то момент мне надоело под него прогибаться и себя упрощать. Я плюнула на него и зажила так, как хочу, ничего не скрывая. Не готово оно, видите ли? Да ну и фиг с ним! Я выбираю быть вне его, но собой, чем в нём, но кем-то ещё, каким-то другим человеком.

Только тот, кто был лишён права быть собой и обрёл это право, в состоянии прочувствовать смысл фразы: «Счастье -- это быть собой». Это действительно так, поверьте. Не траст ми, свиньи, а просто поверьте. Это действительно самое большое из возможных счастье -- жизнь без маски.

Ну и, чтобы разбавить серьёзность темы, расскажите мне о своих масках, поржом хоть.

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.