Ux анализ. Самые распространенные методы и приемы в UX дизайне. Зачем нужны персонажи

В отрасли, посвященной людям, которые используют наши продукты, услуги и приложения, исследование имеет первостепенное значение. Мы задаем вопросы. Мы принимаем к сведению. Мы узнаем все, что можем о целевой аудитории, а затем итеративно проверяем нашу работу на протяжении всего процесса проектирования.

UX-исследование или, как его иногда называют, исследование дизайна, служит многим целям в процессе проектирования. Оно помогает нам определить и подтвердить или опровергнуть наши предположения, найти общие черты в членах нашей целевой аудитории, распознать их потребности, цели и ментальные модели. В целом, исследование одушевляет нашу работу, улучшает наше понимание, и подтверждает наши решения.

В этом руководстве, мы рассмотрим многие элементы исследования дизайна, от интервью и наблюдений, до юзабилити-тестирования и A/B тестирования. Читатели получат базовые знания о том, как использовать эти методы исследования дизайна в своей работе, а также улучшить опыт для всех пользователей.

  • Что такое UX исследование
  • Общие методологии
  • Инструменты ремесла
  • Ассоциации и конференции
  • Книги по UX исследованию

Что такое UX исследование

UX исследование охватывает множество исследовательских методов, используемых для добавления контекста и понимания процесса проектирования. В отличие от других областей UX, исследования не развивались из каких — то других областей. Оно просто было принесено из других форм исследования. Другими словами, люди, использующие UX, позаимствовали многие техники у академиков, ученых, маркетологов, и других. Тем не менее, все еще существуют типы исследований, которые являются достаточно уникальными для мира UX.

Основной целью исследования дизайна является одушевление процесса проектирования с точки зрения конечного пользователя. Именно исследование не дает нам создать что-либо для себя самого. Почти все согласны, что целью UX является дизайн, ориентированный на конечного пользователя, его исследование, которое говорит нам, кем этот человек является, в каком контексте он будет использовать этот продукт или услугу, и что ему нужно от нас.

Исследование состоит из двух частей: сбор данных, и их обобщение, которое улучшит удобство и простоту использования. На старте проекта, исследование дизайна сосредоточено на изучении того, что и кому вообще от проекта нужно, а также изучении потребностей и целей конечных пользователей. Исследователи будут проводить опросы, собирать исследования, смотреть за потенциальными, или текущими пользователями, а также просматривать литературу, данные или аналитику. Затем, итеративно, в процессе проектирования, фокус исследования будет смещаться в сторону практичности и чувственности. Исследователи могут проводить тесты юзабилити или A/B тесты, интервьюировать пользователей о процессе, и, главное, проверять предположения, которые позволят улучшить дизайн.

Мы также можем разделить методы исследования UX на два лагеря: количественные и качественные.

  • Количественным исследованием является любое исследование, которое может быть измерено численно. Оно отвечает на такие вопросы, как «сколько людей сюда кликнуло?» или «какой процент пользователей в состоянии найти призыв к действию?» Оно важно для понимания статистических вероятностей и того, что происходит на сайте или в приложении.
  • Качественное исследование иногда называют «мягким» исследованием. Оно помогает нам понять, почему люди делают то, что они делают, и часто принимает форму интервью или беседы. Обычно задаются вопросы, вроде, «почему люди не видят призыв к действию» и «что еще люди замечают на странице?»

Несмотря на то, что исследователи могут специализироваться на конкретных типах интервью или тестов, большинство из них разбираются во многих техниках. Все исследователи собирают ценную информацию, которая позволяет нам проектировать в одушевленной, контекстной, ориентированной на пользователя манере.

Общие методологии

Различные типы исследований UX варьируются от очных интервью, до немодерируемых A/B тестов, хотя все они схожи в том, что вытекают из одних и тех же ключевых методик: наблюдения, понимания и анализа.

Наблюдение

Что бы сделать первый шаг в проведении исследования, надо научиться видеть мир, вокруг нас. Как и начинающие фотографы – начинающие исследователи сначала должны научиться видеть. Они должны замечать нервные тики, что может свидетельствовать о том, что их собеседники испытывают стресс, или неуверенны, и улавливать на первый взгляд незначительные ссылки, которые могут отражать укоренившиеся убеждения или мысли, которые должны тестироваться дополнительно.

Вам может показаться, что наблюдение - это простой навык, но он может быть омрачен бессознательными предубеждениями, которые есть у каждого. Исследователи дизайна учат себя наблюдать и делать заметки, чтобы впоследствии находить закономерности в, казалось бы, различных группах людей.

Понимание

Как и наблюдение, понимание, это то, что — то мы делаем все время в нашей повседневной жизни. Мы стремимся понять наших коллег, членов семьи и наших друзей, часто пытаемся понять суть спора или незнакомой концепции. Но для исследователей UX, понимание имеет отношение больше к ментальным моделям, чем к разногласиям.

Ментальная модель - это образ, который появляется в голове, когда думаешь о конкретной фразе или ситуации. Например, ментальная модель «автомобиля», человека, владеющего внедорожником, скорее всего, отличается от ментальной модели владельца смарт-кара. Ментальная модель формирует принимаемые нами решения; в случае с владельцами автомобилей, если их спросить «сколько времени займет доехать до Виннипега» ответы будут варьироваться в зависимости от количества, потребляемого автомобилем топлива, помимо всего прочего.

Анализ

Исследование само по себе может быть ценным, но для того, чтобы использовать идеи, чтобы одушевить дизайн, оно должно быть проанализировано и в конечном счете, представлено большой команде. Анализ представляет собой процесс, посредством которого исследователь выявляет закономерности в исследовании, предлагает возможные обоснования или решения, и дает рекомендации.

Некоторые методы анализа включают в себя создание личности или сценариев, описывающих ментальные модели, или предоставляющие графики и диаграммы, которые представляют статистические данные и поведение пользователя. Хотя описанные здесь методы ориентированы преимущественно на проведение исследований, важно помнить, что исследование является ценным только в том случае, если им делиться. Нет смысла запирать его в шкафу, или забывать о нем в процессе создания дизайна.

Повседневные задачи и результаты

Проекты UX отличаются друг от друга, и те задачи, которые исследователь берет на себя будут отличаться от тех, которые уместны в другой обстановке. Некоторыми из наиболее популярных форм исследования являются интервью, опросы и анкетирование, сортирование карточек, юзабилити тесты, древовидные тесты, и A/B тесты.

Интервью

Очное интервью являются проверенным и надежным способом общения между исследователем и пользователем или одним, из заинтересованных сторон. Существуют три основных типа интервью, каждый из которых используется в разном контексте и с разными целями.

Направленные интервью наиболее распространенный вид. Это типичное интервью вопрос-ответ, в котором исследователь задает конкретные вопросы. Оно может быть полезно при проведении интервью с большим числом пользователей, или при сравнении и сопоставлении ответов различных пользователей.

Неориентированное интервью лучший способ узнать о субъектах повышенной чувствительности, где пользователей или заинтересованных лиц могут отпугнуть прямые вопросы. Проводя неориентированное интервью, интервьюер устанавливает некоторые грубые рамки и начинает разговор с интервьюируемым. Интервьюер будет в основном слушать во время этого «разговора», и говорить только, чтобы попросить пользователя или заинтересованное лицо предоставить дополнительную информацию или объяснить его точку зрения.

Этнографические интервью заключается в наблюдении за тем, что люди делают, как они проводят свои будни в «естественной среде обитания». В такого рода интервью, пользователь показывает исследователю, как он выполняет определенные задачи, погружая интервьюера в культуру своего дома или работы. Это может помочь исследователю понять разницу между тем, что люди на самом деле делают, и то, что они говорят, что они делают. Оно также может пролить свет на то, что пользователи делают, когда они чувствуют себя наиболее комфортно.

Опросы и анкетирование

Анкетирование и опросы — простой способ собрать большое количество информации о группе, потратив минимальное количество времени. Это отличный выбор для исследования проектов, которые имеют большую и разнообразную группу пользователей или группу, которая заботится об анонимности. Исследователь может создать опрос, используя такие инструменты, как Wufoo или Google Docs, отправить их при помощи e-mail, и получать сотни ответов в считанные минуты.

Хотя существуют негативные стороны опросов и анкетирования. Исследователь не может напрямую взаимодействовать с респондентом, и поэтому не может помочь с интерпретацией вопросов, если формулировка не совсем совершенна, и они, как правило, имеют ограниченные возможности для последующей деятельности. Куда чаще на исследования отвечают, если они не требуют регистрационной информации или контактных данных, и эта анонимность делает невозможным просить разъяснений или дополнительной информации.

Сортировка карточек

Сортировка карточек иногда проводится в рамках либо интервью, либо юзабилити тестирования. В ней, пользователю предоставляется набор терминов, и его просят их классифицировать. В закрытой сортировке, пользователю также даются названия категорий; в открытой сортировке пользователь создает свои категории.

Цель карточной сортировки заключается в изучении взаимосвязей между содержанием, и понимании иерархий, воспринимаемых пользователем. Многие контент стратеги и информационные архитекторы полагаются на этот тест, чтобы проверить иерархические теории, или что бы начать работу по карте сайта.

Юзабилити — тестирование

Юзабилити-тестирование заключается в просьбе к потенциальному или текущему пользователю продукта или услуги выполнить набор задач, и наблюдая за их поведением, определить юзабилити продукта или услуги. Это можно сделать с помощью живой версии сайта или приложения, прототипа или даже с использованием интерактивных макетов или бумаги и карандаша.

Модерируемое юзабилити тестирование являются наиболее традиционным типом такого теста. Они могут проводится лично, или через ScreenShare и видео. Все лаборатории юзабилити завешаны односторонними зеркалами, что бы заинтересованные стороны могли наблюдать за проведением тестов. В модерируемом тесте непредвзятый посредник ведет разговор с пользователем, читая вслух задания и просит пользователя рассказывать вслух о течении его размышлений в ходе ее выполнения. Роль опрашивающего заключается в выступлении в качестве посредника между заинтересованными сторонами и пользователем, формулируя вопросы, чтобы оценить эффективность дизайна и проверить предположения, помогая пользователю чувствовать себя комфортно.

Немодерируемое юзабилити тестирование , также известное, как асинхронное исследование, проводится в интернете, для удобства пользователя. Задачи и инструкции поставляются через видео или записанный звук, и пользователь должен нажать на кнопку, чтобы начать тест и записать свое видео и аудио. Так же, как в модерируемом тесте, пользователей просят высказывать свои мысли вслух, но в этом случае нет посредника, который мог бы задать дополнительные вопросы. Немодерируемое тестирование доступно через многочисленные интернет сайты, и может быть значительно дешевле модерируемого.

Партизанское тестирование представляет собой современный, легкий взгляд на традиционные тесты. Вместо того, чтобы арендовать лабораторию, партизанское исследование, как правило, проводится в обществе; пользователей находят в кафе или станции метро и попросят выполнить простые задачи, с вебсайтом или сервисом, в обмен на несколько долларов, кофе, или просто по доброте душевной. И хотя партизанское тестирование является отличным вариантом, особенно по бюджету, его лучше всего его использовать только для продуктов или услуг с большой базой пользователей.

Древовидные тесты

Так же, как сортировка карточек являются отличным способом, чтобы собрать информацию, прежде чем была создана архитектура веб-сайта, древовидные тесты полезны при проверке этой архитектуры. В древовидном тесте, пользователи получают задание, и им показывается верхний уровень карты сайта. Затем, так же, как в тесте юзабилити, их просят рассказывать, как они будут поступать, чтобы выполнить поставленную задачу. Однако, в отличие от юзабилити тестирования, пользователь не видит экран, когда выбирает раздел сайта. Вместо этого они будут видеть следующий уровень архитектуры. Цель состоит в том, чтобы определить, правильно ли категорирована информация, и правильно ли номенклатура отражает разделы сайта.

А/В Тестирование

А/Б тестирование - это еще один способ узнать, какие действия предпринимает пользователь. Тест А / Б обычно выбирают в качестве подходящей формы исследования, когда дизайнеры пытаются сделать выбор между двумя конкурирующими элементами. Будь то два стиля содержания, кнопка vs ссылка, или два подхода к домашнему экрану, тест A / B предполагает случайный показ каждого варианта равному количеству пользователей, а затем анализируется, какой вариант лучше подходит для достижения поставленной цели. Тестирование А / Б особенно подходит при сравнении пересмотренного экрана с более новой версией, или при сборе данных, для доказательства предположения.

Люди, с которых стоит брать пример

Дженнифер Романо Бергсторм

Как исследователь UX в Facebook, Дженнифер проводит свое время улучшая параметры конфиденциальности и UX Facebook на развивающихся рынках. Она специализируется на ай трекинге, юзабилити — тестировании, исследовании дизайна и UX для пожилых людей. Дженнифер является президентом Международного UXPA, и является соавтором и редактором Слежения за Взглядом В UX Дизайне. Найти ее можно по адресу http://www.romanocog.com/

Грег Бернштейн

Грег работает пользователем, и исследователем продукта. Он построил научно — исследовательскую практику в MailChimp, и в настоящее время является старший научный сотрудник Вокс Media. Грег рассказывает о своей работе на конференциях и для компаний, таких, как Etsy, EA Games, и Fullstory. Ранее он преподавал дизайн, брэндинг, и типографию в Университете штата Джорджия и в колледже искусств и дизайна Саванны, и в настоящее время является периодически читает там лекции.

Нэйт Болт

Нэйт Болт занимал многочисленные должности, часто с акцентом на дистанционных исследованиях. Он руководил научно — исследовательской и проектной фирмой Болт | Петерс, которая ориентировалась на удаленную работу и была приобретена Facebook. Затем Нэйт стал менеджером по исследованию дизайна в Facebook и Instagram, а теперь работает на Ethnio, проект начатый в Болт | Петерс, который стал первым модерируемым удаленным программным обеспечением для исследования пользователя. Нэйт ведет онлайн — блог, Boltron, а в 2010 году стал автором «Дистанционное исследование: реальные пользователи реальное время, реальные исследования».

Дана Чиснэлл

Как владелец Usability Works, Дана Чиснэлл помогла сотням людей принять лучшие дизайнерские решения, давая им навыки, помогающие получить знания о пользователях. Дана также управляет Civic Design, где она исследует и публикует способы улучшения юзабилити и дизайна бюллетеней голосования. Она так же является соавтором «Handbook of Usability Testing, Second Edition» с Джеффом Рубином, и ведет блог на своем сайте usabilityworks.net

Эрика Холл

В 2001 году Эрика стала соучредителем Mule Design Studio с Майком Монтейро, где она руководит исследованиями, дизайном взаимодействия и применением стратегий. Она выступает на конференциях и пишет в Medium о междисциплинарном сотрудничестве и важности естественного языка в пользовательских интерфейсах. Эрика является автором Just Enough Research, и создателем Unsuck-It, сайта, посвященный искоренению и замене бесполезного жаргона.

Стив Краг

Когда приходит время юзабилити – тестирования, людям приходит в голову только одно имя – Стив Краг. Стив работал в качестве консультанта по юзабилити на протяжении более 20 лет, начав еще до того, как большинство людей стали считать пользовательский опыт или юзабилити чем-то полезным. Работу Стива выдающейся делает то, как он покорял практику UX и лоу-тек юзабилити – тестирование в своих книгах «Don’t Make Me Think: A Common Sense Approach to Web Usability» и «Rocket Surgery Made Easy: The Do-It-Yourself Guide to Finding and Fixing Usability Problems».

Стив Портигал

Стив Портигал является оратором, автором и консультантом в области проектирования и разработки UX. Его книга «Interviewing Users: How to Uncover Compelling Insights» является одной из самых понятных книг, нужных тем, кто учится по — настоящему слушать пользователей. Он также производит ежемесячный подкаст под названием «Dollars to Donuts», где он общается с исследователями пользователей в различных организациях, а так же постоянно ведет блог.

Кайли Соуси

Кайли провела последние 15 лет исследуя и разрабатывая удобные интерфейсы для различных проектов. Она является основателем Usable Interface, пишет для торговых журналов, и выступала в Big Design, CHI, IA Summit, SxSW, UXPA, WritersUA, и на Web 2.0 Expo, а также на других конференциях. Кайли является основателем и бывшим президентом New Hampshire Chapter of the User Experience Professionals’ Association (NH UXPA), она работала в качестве председателя PhillyCHI, the Philadelphia Chapter of the Association for Computing Machinery’s Special Interest Group on Computer-Human Interaction (ACM SIGCHI) так же она служила послом User Experience Network (UXnet) в Нью — Гемпшире.

Джаред Спул

Джаред Спул является основателем компании User Interface Engineering, которую он открыл в 1988 году. Он имеет более чем 20 — летний опыт проведения оценки юзабилити различных продуктов, а также является экспертом в области методов прототипирования низкой точности. Джаред является автором «Web Usability: A Designer’s Guide» и соавтором «Web Anatomy: Interaction Design Frameworks that Work» с Робертом Хоукманом младшим. Он является признанным авторитетом в области дизайна пользовательского интерфейса и человеческих факторов, а также задает тон на ежегодных конференциях UIE’s UI Conference и UX Immersion Conference.

Инди Янг

В 2001 году Инди Янг стала одним из основателей UX агентства Adaptive Path, которое играет ведущую роль в области UX и стратегического дизайна. Сейчас она преподает Rosenfeld Media, с акцентом на исследование проблемного пространства. Инди постоянно находят новые способы, чтобы понять клиентов и сотрудников, чтобы лучше их поддерживать. Она является автором книги «Practical Empathy» и ведет блог на www.indiyoung.com

Инструменты ремесла

Исследование пользователя потенциально может стать значительным предприятием, иногда до такой степени, что бюджет и планирование начинает отпугивать людей. К счастью, сегодня мы часто видим более казуальный, привычный подход. В основном, за такой положительный сдвиг ответственны те инструменты, которые находятся в нашем распоряжении.

Ethnio

Ethnio был первым модерируемым программным обеспечением для дистанционного исследования, и до сих пор не сдает позиции. Ethnio находит пользователей, которые в настоящее время используют сайт или приложение, и (с их разрешения) позволяет интервьюерам задавать им вопросы об их пользовательском опыте. Он автоматизирует многие элементы типичного очного теста, включая уведомления в режиме реального времени, и платит участникам при помощи Amazon gift card. Ethnio имеет четырнадцатидневную бесплатную пробную версию, а также четыре варианта цены.

Optimal Workshop

В Optimal Workshop есть все! Полная версия представляет собой комплект из четырех исследовательских инструментов, каждый из которых так же продается отдельно (и по очень доступной цене). Treejack отлично подходит для удаленного тестирования информационной архитектуры, либо для проверки номенклатуры или самих иерархий. Optimal Sort предоставляет онлайн тест сортировки карточек, чтобы увидеть, как пользователи предпочитают организовывать содержание. Chalkmark предлагает карты шаблонов кликания для сайтов, и Reframer является инструментом для заметок и легкого определение темы. Все это очень рекомендуется.

SurveyMonkey

Обзоры и вопросники – отличные способы сбора информации, но они наиболее полезны, когда сразу можно увидеть сотни ответов. познакомьтесь с SurveyMonkey, инструмент для создания онлайн опросов и отчетности, который позволяет людям настраивать маркировать свои собственные исследования, а затем отправить их через социальные медиа, встраивать их в веб-сайты, или интегрировать с массовыми рассылками. SurveyMonkey также позволяет легко проводить анализ и составлять отчет, когда приходят результаты. Он доступен в качестве бесплатной базовой версии, или с ежемесячной оплатой с дополнительными функциями.

UserTesting

Когда нет возможности запланировать тест в режиме реального времени с пользователями, UserTesting это отличный способ увидеть, как люди используют сайт. Исследователи могут создать ряд задач, а затем получить видео от участников, которые были либо предварительно, либо случайным образом отобраны. Исследователи могут посмотреть видео участника на сайте, и говорить вслух, чтобы объяснить, что они делают. UserTesting предлагается в редакциях Basic и Pro с разной ценой.

UserZoom

В UserZoom есть всё, что вам необходимо. Юзабилити-тестирование, модерируемое и немодерируемое, удаленное тестирование для мобильных устройств и настольных ПК, бенчмаркинга, сортировка карточек, древовидное тестирование, обзоры и рейтинги. Плохо только то, что как и всякий продукт, занимающий все ниши на рынке – он очень сложный для освоения и дорогой. Тем не менее, для организаций с хорошим бюджетом, UserZoom является твердым, эффективным выбором.

Ассоциации и конференции

В некотором смысле, все юзабилити конференции являются и конференциями по исследованию дизайна. В то время как другие области UX, имеют тенденцию проводить конференции, на свои, конкретные темы, — исследователи по своей природе универсалы, которые ищут способы узнавать больше о людях и удобстве использования. Поэтому мы рекомендуем бывать везде по мере возможности что бы оставаться в курсе.

UI конференция

Всемирная конференция Юзабилити

На Всемирной конференции по юзабилити, общение охватывают все области юзабилити, пользовательский опыт и менеджмент клиентского опыта. Люди приезжают со всего мира, из всех отраслей занятости, чтобы понять, где у нас больше сходства, чем различий. Также, на конференции один проект будет удостоен награды World Award Experience!

Дизайн + Исследование + Общество

DRS конференция, проводится в Брайтоне, Англия, отвечает на вопросы, как может исследование дизайна выделить и устранить социальные проблемы, которые стоят перед нами; как может исследование дизайна быть креативной и активной силой для переосмысления идей о дизайне; и как может исследование дизайна изменять нашу жизнь более ответственным, конструктивным и открытым путем. Сосредотачивая внимание на том, как исследование дизайна воздействует на людей в современном обществе, она освещает человеческую сторону наших дизайнов.

UXPA

Ассоциация UX профессионалов открыта для всех, кто работает в UX. Они обеспечивают связь и возможности профессионального развития для практиков UX по всему миру, посредством местных отделений. Если вы живете в городе, есть хороший шанс, что в нем есть отделение UXPA! Местные отделения часто проводят конференции, спонсируют мероприятия, а также создают сеть для местных специалистов UX.

Книги по UX исследованию

Есть много книг, которые рассказывают об интервью, юзабилити-тестах, A / B тестировании, а также других областях исследования дизайна. Вот небольшое количество книг, которые охватывают большую картину.

Наблюдая опыт пользователя

Наши пользователи не всегда являются теми, кем мы их считаем. В этой книге авторы объясняют не только различия, но почему это важно, и как найти реальных пользователей. И как только мы поймем кто на самом деле наши пользователи – мы сможет создавать дизайн именно для них.

Практика исследования дизайна: Из лаборатории, поля, и демонстрационной комнаты

Липо Коскинен, Джон Циммерман, Томас Биндер, Йохан Рэдстром, и Стефан Уэнсвин

Конструктивное исследование дизайна - это современный стиль исследования, который происходит от индустриального дизайна и дизайна взаимодействия. Книга собирает информацию от разных научных экспертов: экспертов в традиционной научной лаборатории, социальных науках, искусстве, индустриальном дизайне, UX и HCI, и предоставляет методы для исследователей в области дизайна.

Лучшей особенностью Rocket Surgery Made Easy является не то, что вы можете прочитать ее за время короткой поездки. Это не комиксы, или легко понятные советы (хотя они прекрасны). Это ресурсы! В книге есть шести страничный пример сценария юзабилити теста, который проводит проверяющего через гипотетический пользовательский тест и контрольный список теста юзабилити, который объясняет, что делать в течении недель, дней и часов, ведущих к партизанским юзабилити тестам.

Кэти Бакстер, Кэтрин Карэдж, Келли Кейн

Первый раз мы рекомендовали эту книгу еще в 2010 году, но теперь есть новое, пересмотренное второе издание, и мы рады рекомендовать ее снова! «Понимание ваших пользователей» показывает реальные примеры, а также верные методы сбора информации у пользователей. Она отлично подходит для новичков в UX и для специалистов, которые ищут свежий взгляд.

Томер Шарон

Все мы хотим быстро и эффективно узнавать о том, что думает пользователь, но это, кажется невыполнимой задачей. Томер Шарон доказывает, что это не так, в своей книге, которая является по сути сочетанием теории, объяснения и практических советов для менеджеров по продукции и разработчиков, которые хотят проверить свои продукты на реальных пользователях.

Рынок проектирования интерфейсов в России неизбежно развивается. Если несколько лет назад дизайнеры старались изобрести собственный неповторимый стиль, в 2017 ситуация обстоит иначе.

Неповторимый сайт

С большинством предметов вокруг мы взаимодействуем через интерфейс. Поэтому и существует понятие «пользовательский опыт»: если вам дадут в руки пульт от телевизора, который будет выглядеть непривычно, то будет сложно понять, как переключить канал.

Пульт от Apple TV

Дизайн является проводником и решением проблемы пользователя.

Задача UX-дизайнера — сделать интерфейс максимально доступным и понятным.

Это не значит, что нужно делать только шаблонный дизайн. При правильном использовании инструментов, UX не только помогает решать бизнес-задачи продукта, но и улучшает визуальный дизайн.

Весь процесс UX-дизайна в профессиональных студиях выполняет команда, где каждый специализируется в своей области:

  • Исследование и анализ.
  • Формирование идей.
  • Создание прототипов.
  • Создание макета.

Этапы повторяются по кругу, пока продукт не будет удовлетворять требованиям на данный момент.

Исследование и анализ — опорная точка на всех этапах создания продукта. Основная работа UX-аналитиков сосредоточена именно здесь.

Прежде чем приступить к созданию концепции и прототипа, необходимо выявить целевую аудиторию, определить бизнес-задачи, оценить конкурентов. Но даже если вы этого не сделали вначале, можно подключить исследование на любом этапе развития и качественно улучшить готовый продукт.

Инструменты

UX-аналитика использует инструменты из практики психологов, социологов, программистов, аналитиков и маркетологов.

Персонажи

Метод персонажей заключается в создании поведенческих моделей пользователей.

Пример описания персонажа от агентства Artics Internet Solutions

Каждая модель олицетворяет отдельную потребительскую группу. Персонаж — совокупность особенностей, потребностей, мотивов и других характеристик потенциального пользователя. В его описании содержится информация о характере, возрасте, увлечениях, деятельности, целях, мотивирующих и фрустрирующих факторах и контексте использования продукта.

Сценарии использования

Это описание того, как пользователь взаимодействует с системой для достижения поставленной цели. Use Case представляет собой последовательность шагов, которые проходит пользователь.

Для простоты восприятия сценарий дополняют flow-прототипами, но это необязательно.

Пример основного потока событий Use Case с сайта system-analysis.ru

На самом деле большую часть полного Use Case составляют альтернативные потоки, обрабатывающие «неправильные» события, задающие ветвления потока и циклы.

Карта эмпатии

Карта эмпатии — схема из шести полей: «что она слышит», «что она видит», «что она думает и чувствует», «что она говорит и делает», «боль», «достижения и цели».

Пустая карта эмпатии

Карту эмпатии можно создать для готового продукта или сделать это на этапе исследования для формирования идей и дальнейшей работы над проектом.

Можно использовать вместе с методом персонажей или отдельно. Суть — поставить себя на место пользователя, чтобы видеть продукт его глазами.

А/B-тестирование

После первых прототипов для анализа решений конкурентов проводят А/B-тестирование. Перед началом тестирования определяют конкретную цель, берут несколько вариантов дизайна с минимальными различиями и предлагают потенциальным пользователям.

Иллюстрация www.improvingmetrics.com

В процессе тестирования поведение пользователя подробно фиксируется. После определенного времени или при достижении статистически значимого числа показов, числовые показатели цели сравниваются и определяется подходящий вариант страницы. Преимущество метода в использовании объективных данных.

В других случаях тестирование продукта выполняют эксперты и даже пьяные люди .

Зачем нужна UX-аналитика

Опросы, анкетирование, интервью, наблюдение за фокус-группами, контекстные исследования — всё это проводится для улучшения качества работы пользователя с продуктом.

Цель UX аналитики — создать интуитивно понятный целевой аудитории и удобный в использовании продукт.

UX-аналитика может показать:

  • сколько посетителей не становятся зарегистрированными пользователями, сколько покупателей слетает из корзины, а сколько уходит со страниц продукта;
  • как на самом деле ведут себя пользователи с продуктом и какие реальные проблемы у них возникают;
  • как сократить объем работы дизайнеров, сэкономить время и деньги.

Можно подумать, что с подключением аналитики, ваш проект рискует потерять лицо и оказаться типовым: «корзина» всегда будет в правом верхнем углу, а главное меню всегда выше, чем футер. При правильном использовании инструментов, аналитика для каждого продукта помогает найти свои уникальные пути развития и реализации.

Даже если продукт уже коммуницирует с реальными пользователями, не стоит рассматривать его как «конечную версию». Подключение аналитики полезно на любом этапе развития. С ее помощью вы сможете создать удивительный продукт с оптимальными затратами ресурсов.

Как всегда от редакции: недавно мы запустили . Если вы хотите получить такой скилл, то .Ну, и еще у нас есть . Изучите оба и станьте богом UX.

UX-аналитик ecommerce-платформы Shopify Алена Югина в своем блоге на Medium рассказала , как подготовиться к проведению UX-исследования, как при этом объединить количественные и качественные методы и какие данные следует собрать.

Формулируем вопрос и собираем данные

Многие UX-исследователи избегают статистики. Большинство из нас, в том числе и я, не имеют высшего образования в области математики, поэтому нам тяжело работать со сложными статистическими уравнениями. SPSS, SAS, R и даже Excel и Таблицы Google позволяют использовать статистические данные на концептуальном уровне, без необходимости углубляться в уравнения. Но при использовании этого программного обеспечения есть некоторый риск, особенно если вы не имеете никакого представления о статистике.

Участники проекта нередко спорят, что важнее: «большие данные» или этнографический подход к дизайну продукта. Такие споры, как правило, контрпродуктивны: эти два метода дополняют друг друга, а не противостоят. Для дискуссий есть и более важные вопросы - например, кто должен править Вестеросом из «Игры престолов».

Как объединить в исследовании качественные и количественные методы


Начните с вопросов. UX-исследователи могут задавать целый ряд вопросов для количественного анализа, касающихся отношения владельца к конкретной задаче («Ваше мнение об онлайн-маркетинге?») или собирать информацию на основе поведенческого опросника («Как владельцы малого бизнеса создают свой имидж и как они воспринимают свой онлайн-магазин?»).

С другой стороны, сбор качественных данных может включать в себя посещение местного магазина, наблюдение за поведением владельца бизнеса без заранее составленных вопросов или проведение интервью, в котором бизнесмен открыто говорит об управлении складом, при этом ему не задают конкретных вопросов.

Выберите метод. Выбор методов зависит от вашего намерения. Либо вы до начала исследования уточняете, какая нужна информация (количественный метод), либо позволяете ее раскрыть самим участникам (качественный метод).

Определите, как вы будете записывать данные. Какие могут быть данные:

  • числовые (количественные);
  • полученные на основании опросов («возраст Х% владельцев бизнеса - от 18 до 24 лет»);
  • полученные на основании Google Analytics (показатель отказов на этой странице - Х%);
  • качественная информация (текст, аудио или изображение), полученная из интервью и наблюдений.

Решите, как вы будете интерпретировать данные. Вы можете применять статистический анализ (количественный метод) или интерпретировать темы и шаблоны, полученные из данных (качественный метод). Это зависит от вопроса, методов и инструментов.

UX-исследователи регулярно собирают, анализируют и интерпретируют как количественные, так и качественные данные. Мы погружаемся в поведение человека и очень точно обрабатываем и обобщаем результаты от одной выборки ко всей группе людей. Данные «тепловой карты» можно дополнить открытыми наблюдениями, а данные опроса - проведением подробных исследовательских интервью.

Я считаю, что искусственное разделение методов исследования на качественные и количественные только вносит путаницу в UX-исследование. Во многих обучающих материалах рекомендуют не обобщать результаты небольших выборок: высока вероятность появления статистической случайности.

Мы не говорим о «ловушках сбора количественных данных», таких как сотни ненужных «тепловых карт», событий в Google Analytics и A/B-тестах, - просто потому, что эти методы всем доступны. Не буду вдаваться в подробности анализа исследования, это очень масштабная тема.

Хочу только еще раз повторить, что ключевая задача UX-исследования - добиться ясности, избежать сложностей и в конце концов любым проверяемым методом найти ответ на интересующий вас вопрос.

1. Наблюдаем, прежде чем начать систематическое измерение

Приступая к любому исследованию, я отвечаю на четыре простых вопроса:

  • Какой необходим уровень анализа?
  • Какие группы людей я буду изучать?
  • Где проводить исследование?
  • В какое время суток проводить исследование?

Сразу же после этого я приступаю к неформальному наблюдению того, что хочу лучше понять. Наблюдение может носить эпизодический характер (я заметила, что мой отец очень избирательно решает, в каком магазине купить алкоголь) или основываться на данных (я попросила нескольких владельцев бизнеса записывать свои мысли каждый раз, когда они общаются с новым поставщиком, и заметила, что большинство из них очень разборчивы).

Любой хороший аналитик данных, будь то статистик или UX-исследователь, скажет, что перед самим исследованием нужно проводить неформальные наблюдения и общаться с людьми, чтобы лучше понять группу людей, чье поведение вы планируете анализировать.

Вот почему важно предварительное наблюдение:

  • Вы получаете исходный материал для формулирования вопросов и гипотез.
  • Это помогает вам определиться с группой людей, которую вы будете исследовать.
  • Это помогает выбрать методы измерения и записи, лучше всего подходящие к ситуации.

Нельзя недооценивать значимость простого наблюдения перед систематическими измерениями. Начинающий исследователь может споткнуться на первых этапах, потому что он стремится сразу получить точные данные и не уделяет достаточно времени составлению правильных вопросов.

Опытный исследователь много времени проводит над предварительным наблюдением и часто исключает самые первые данные из окончательного анализа. Методы исследования и измерения результатов при необходимости можно изменить, не рискуя достоверностью исследования.

2. Создаем проверяемую гипотезу

Ключевое слово - «проверяемая». Карл Поппер, известный философ науки, сказал , что критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость (или опровержимость, или проверяемость). То есть за хорошей теорией всегда стоит гипотеза, которую можно доказать или опровергнуть количественными или качественными методами исследования.

Например, «бизнесмены разборчивы в выборе поставщиков» - это ненаучное заявление: «разборчивость» невозможно выразить количественно, а «бизнесмены» - слишком большая группа людей. Если мы изменим это заявление и скажем, что «владельцы малого бизнеса называют не менее трех факторов для отбора, оценки и проверки поставщиков», то оно становится проверяемым. Теперь мы сможем выяснить, что это за факторы и как они отличаются в разных сферах бизнеса.

3. Собираем данные для проверки теории

Здесь нужно определиться с двумя моментами: что измерять и как измерять. Первый вопрос довольно прост: чтобы проверить теорию, нам нужно измерить переменные, то есть то, что различается у разных людей (поведение, возраст), в разных местах (количество предприятий малого бизнеса в Канаде и Австралии) или в разное время (чувство голода в полдень и в два часа дня, прибыль компании в январе и феврале).

Многие гипотезы можно выразить двумя переменными: причина (независимая переменная) и следствие (зависимая переменная). Если мы возьмем заявление «Плохой дизайн страницы оформления заказа повышает количество отказов», то «плохой дизайн страницы оформления заказа» - это причина, а «низкая конверсия клиентов» - следствие. Переменные (по сути, собранные числа и слова) можно разбить на качественные и непрерывные, и дальше уже выделяются разные уровни измерения.

Качественная переменная - это переменная, которая различает объекты. Вы либо человек, либо кот, либо летучая мышь. Нельзя быть немного летучей мышью и немного человеком, если только вы не Бэтмен.

  • Двоичная переменная: выделяют только две категории (например, «да» и «нет»).
  • Категориальная переменная: выделяют более двух категорий («я продаю одежду, электронику, мебель, спортивное оборудование» и так далее).
  • Порядковая переменная аналогична категориальной, но категории выстроены в логическом порядке (начинающий, растущий или зрелый бизнес).

Непрерывная переменная дает оценку каждому человеку и может принимать любое значения на шкале переменных, которую вы используете.

  • Интервальная переменная: равные интервалы на переменной (например, на шкале от 1 до 5 разница между 1 и 3 равна разнице между 3 и 5).
  • Переменная отношений: аналогична интервальной переменной, но измеряет соотношения (например, время срабатывания «4 секунды» в два раза дольше времени срабатывания «2 секунды» и наполовину короче времени срабатывания «8 секунд»).

Как проверить нашу теорию, используя эти переменные? В корреляционном (качественном) исследовании мы наблюдаем за тем, что происходит в мире, без прямого вмешательства. При экспериментальном (количественном) исследовании мы манипулируем одной переменной, чтобы выявить ее влияние на другую.

Какой бы метод вы ни выбрали, помните, что поведение состоит из непрерывного потока движений и событий. Прежде чем получить достоверные измерения, этот поток нужно разделить на дискретные категории. Я обычно выбираю категории на основании заданного вопроса, а не на основании какого-то присущего характера поведения.

Неопытные исследователи склонны слишком много записывать. Поток поведения безграничен, поэтому здесь важен избирательный подход. Чем меньше используется категорий, тем достовернее будет измерение каждой из них, причем все категории можно отнести к категориальным, порядковым, интервальным или переменным отношения. Например: «У P1 ушло в два раза больше времени на поиск кнопки оформления заказа, чем у P2».

Кроме качественных и непрерывных переменных, есть еще четыре типа показателей, которые помогают описать поведение:

Период ожидания. Он измеряется в единицах времени (секунды, минуты, часы). Это время от какого-то конкретного события (например, начала записи сеанса исследования) до первого проявления поведения. Например, если человек не нажимает на кнопку призыва к действию по прошествии двух минут, то задержка клика составляет две минуты.

Частота. Измеряется в обратных единицах времени (с -1 , мин -1 , час -1). Это количество проявления шаблонов поведения за единицу времени. Например, если человек нажимает на кнопку призыва к действию 20 раз за 10 минут, то частота действий составляет два раза в минуту.

Продолжительность. Измеряется в единицах времени (секунды, минуты, часы). Это отрезок времени, в течение которого длится один шаблон поведения. Например, если человек начинает читать инструкцию и прекращает через пять минут, то длительность процесса чтения составляет пять минут.

Интенсивность помогает оценивать масштаб шаблона поведения и может измеряться при помощи физических величин: вес поднятых ящиков, объем выпитой воды, количество подсчитанных чеков или расстояние, пройденное от пункта А до пункта В. Можно измерить интенсивность голоса во время общения коллег (для оценки условий работы), амплитуду движения руки во время поднятия коробок или высоту прыжка; интенсивность выражения эмоций или степень агрессии во время социального взаимодействия.

Самый простой показатель интенсивности - локальный коэффициент, который определяется как количество действий компонента за единицу времени, потраченную на выполнение действия. Например, интенсивность ходьбы можно измерить количеством шагов за единицу времени. Локальный коэффициент включает ускорение интенсивности поведения: чем быстрее выполняется действие, тем выше локальный коэффициент.


4. Не только анализ

Это лишь некоторые инструменты, которые можно использовать, чтобы выразить поведение в количественной форме. Какие бы инструменты вы ни выбрали, анализ должен быть точным. Перейдя от бумаги и карандаша к компьютеру, вы ускорите проведение анализа и, вероятно, сделаете его более точным, но вы не сможете изменить данные. Неправильно собранные данные и неактуальные данные нельзя вносить в компьютер, хотя некоторые пытаются завернуть эти данные в оболочку сложного анализа и представить в виде запутанных диаграмм.

Используйте самые лучшие доступные методы и оборудование, чтобы создавать и проверять гипотезы. Главное, не увлекайтесь методологией. Как сказали Фаген и Янг, «будущее принадлежит тем, кто может эффективно использовать простые методы для проверки теоретической гипотезы, или тем, кто готов создавать оригинальные модели поведения в случае отсутствия простого доступного метода».

В списке, приведенном ниже, вы можете ознакомиться с самыми распространенными методами и приемами, используемыми UX-дизайнерами для создания самых разнообразных проектов. Каждый пункт имеет приложение, где будут представлены дополнительные ссылки для более подробного изучения.

Итак, давайте начнем!

Ценностное предложение

Оно отображает ключевые стороны продукта: что это такое, для кого это создано и как это будет использоваться. Ценностное предложение позволяет разработчикам создавать представление у пользователей о продукте.

Продуманное ценностное предложение помогает UX-дизайнерам сфокусироваться на самых важных моментах. Материал предоставлен: UXMag

Стратегия продукта

Стратегия продукта — это основа жизненного цикла вашего продукта и тот базис, на котором держится план всей дальнейшей работы. Она позволяет UX-дизайнерам определиться, на какую аудиторию следует ориентироваться, а также сфокусироваться на характерных особенностях потребителя и самого продукта.

Как стратегия ориентации на клиента применяется в UX дизайне. Материал предоставлен: UIE

Джаред Спул рассказывает о создании беспроигрышной UX стратегии с помощью модели Кано

Конкурентный аудит

Конкурентный аудит — это комплексный анализ продуктов конкурентов, с помощью которого можно сравнить все характерные особенности и преимущества, которыми они обладают. Он позволяет выявить, что приносит доход компаниям в вашей сфере. Благодаря этому вы также сможете понять, что будет работать конкретно на вас и сможет дать вам определенные преимущества среди конкурентов.

Результаты аудита, проведенного для веб-сайта

Культурные пробы

Культурные пробы — это определенный способ для поиска вдохновения в процессе создания дизайна. С его помощью можно узнать о жизни людей, их ценностях и взглядах. Почти не вторгаясь в личное пространство, исследователи могут выявить, что нужно пользователям, поставить перед собой конкретные задачи и открыть для себя новые возможности, что позволит вдохновить дизайнеров на новые идеи и решения.

Для культурных проб используется целый набор инструментов, артефактов и задач, которые побуждают пользователей взглянуть на окружающий их мир по-новому и задуматься

Интервью с посредниками

Интервью с посредниками — это беседы, которые UX дизайнеры проводят с ключевыми заинтересованными лицами: клиентами, боссами, подчиненными или друзьями как в стенах организации, так и вне офиса. Интервью позволяют UX дизайнерам побывать на месте собеседников и увидеть самих себя их глазами. Кроме того, они дают возможность выделить те или иные характеристики и определить ключевые показатели эффективности (КПЭ).

Интервью с пользователями

Интервью с пользователями — это популярный исследовательский метод, обычно используемый для поиска полезной для дизайнера информации среди пользователей. Этот прием позволяет UX дизайнерам лучше понимать свою целевую аудиторию (эмоции и точки зрения пользователей). Интервью особенно полезно в случае, если целевая аудитория является новой или малоизвестной для разработчиков.

Обычно исследователи встречаются с участниками с глазу на глаз для того, чтобы более подробно узнать о мнениях и взглядах пользователей касаемо того или иного вопроса

Вводная встреча

Во время вводной встречи проговаривается продуманный план продукта, включающий цель продукта; вовлеченных людей в дизайн и разработку продукта; их взаимодействие между собой во время работы над продуктом; сроки, в которые необходимо уложиться; а также ожидаемые результаты или показатели успеха. Вводная встреча задает основу для успешной реализации вашего проекта.

Вводная встреча представляет собой первую встречу с проектной командой и клиентом. Материал предоставлен: 1stwebdesigner

Эвристическая оценка

Эвристическая оценка — это детальный анализ продукта, в процессе которого выявляются положительные и отрицательные стороны продукта. Она помогает UX дизайнерам увидеть текущее состояние продукта с точки зрения удобства использования, общедоступности и эффективности работы.

План в виде радара, показывающий веб-сайт, который имеет положительные оценки во всех эвристических категориях

Материал предоставлен: Smashing Magazine

Мозговой штурм

Данный метод широко применяется командами разработчиков для генерирования идей и решения разнообразных задач. Он позволяет визуализировать все возможные дизайнерские решения прежде чем остановиться на каком-то одном.

Мозговой штурм — это процесс генерирования креативных идей и решений с помощью интенсивных обсуждений, где каждый может высказать собственную точку зрения

Анализ задания

Чтобы выполнить задание, необходимо изучать каждый шаг. Анализ задания может быть очень полезен, когда дизайнеры и разработчики пытаются понять систему, с которой они работают, и последующие потоки информации. Это позволяет корректно распределять задания в новой системе.

Анализ задания — это простой и эффективный процесс распределения заданий так, как это видит пользователь. Материал предоставлен: Comcast

Карта продукта

Карта продукта — это план развития продукта, включающий приоритетные черты. Она может быть оформлена в виде таблицы, диаграммы или даже с помощью обычных стикеров. UX дизайнеры делятся своей стратегией работы над продуктом с командой разработчиков и рассказывают, в каком направлении следует двигаться для достижения необходимого результата.

Диаграмма как пример карты продукта

Фокус группы

Фокус группа — это небольшая дискуссия, в которую обычно вовлечено 5-10 участников. Ваша задача: собрать людей для обсуждения насущных вопросов и проблем касаемо пользовательского интерфейса. Обычно дискуссия длится около двух часов. Также у группы должен быть модератор, который поддерживает ее фокус.

Группы в 5-10 человек ведут дискуссию о ряде вопросов, высказывая свое мнение как в устном, так и в письменном виде во время общего обсуждения и различных упражнений. Материал предоставлен: telecomitalia

Сортировка карточек

Этот метод используется в процессе дизайна или усовершенствования информационной архитектуры продукта. UX дизайнеры просят пользователей сгруппировать содержание и функциональные возможности в открытые или закрытые категории. В результате дизайнеры получают данные об иерархии содержания, его организации и потоке.

Сортировка карточек — это прочно установившийся исследовательский прием, используемый для того, чтобы выяснить, как люди понимают и категоризируют информацию

Тестирование удобства использования

Оно предполагает наблюдение за пользователями, которые пробуют продукт в действии. Тестирование может фокусироваться на каком-то конкретном процессе, а может иметь более широкий ряд задач.

Концептуальная проверка

UX исследователи делятся с пользователями приблизительными данными о продукте, которые включают ключевую суть (Ценностное предложение) новой идеи. Это помогает определить, соответствует ли продукт желаниям целевой аудитории. Концептуальная проверка может быть проведена один на один с пользователем или с группой людей, а также лично или онлайн.

Тест А/В

Тестирование А/В предлагает разным пользователям альтернативные версии продукта и сравнивает полученные результаты, чтобы выявить, какая из версий лучше. Этот прием очень удобен для оптимизации целевых страниц и переходов.

«Партизанское» тестирование

«Партизанское» тестирование является одним из самых простых (и дешевых) форм пользовательского тестирования. Обычно оно предполагает поход в кофейню или какое-то другое публичное место, где у людей можно расспросить о вашем продукте или прототипе. Его можно провести где угодно: в кафе, в библиотеке, на вокзале, и т.д. Главное, чтобы вы нашли подходящую вам аудиторию.

«Полевые» исследования

«Полевое» исследование предполагает выход на улицу и наблюдение за пользователями «в диких условиях». Иными словами, исследователи оценивают поведение людей в том окружении, где и будет использоваться продукт. Этот прием включает этнографические исследования, интервью и наблюдения, а также наведение справок.

Отслеживание взгляда

Это технология, которая анализирует, куда направлен взгляд пользователя, когда он смотрит на UI разметку (например, на веб-странице). Отслеживание взгляда способно предоставить информацию о том, что интересует пользователя, когда тот смотрит на экран, а также дать разработчикам понять, как с помощью дизайна можно увеличить аудиторию.

Отслеживание зон наибольшей активности

Анализ SWOT

Данный прием предполагает оценку сильных и слабых сторон, возможностей и потенциальных угроз, которые могут сказаться на работе пользователей с вашим продуктом.

Проверка общедоступности

Во время этого исследования проводится оценка, удобно ли всем пользователям работать с сайтом, в том числе и пользователям с ограниченными возможностями. Сайт должен соответствовать W3С — тогда все пользователи будут довольны.

Материал предоставлен: Sarah Horton

Главная цель как общедоступности, так и удобства использования — это понять, насколько просто людям пользоваться продуктом. Таким образом, опираясь на отзывы пользователей, разработчикам будет проще сориентироваться, какие корректировки и добавления нужно будет применять к дизайну в будущем.

В индустрии, в основе которой лежит использование людьми продуктов, услуг и приложений, исследования просто необходимы. Дизайнеры задают вопросы. Они изучают доступные данные. Стараются узнать все, что возможно, о целевой аудитории, после чего интерактивно тестируют результаты свей работы. В основе удобного продукта всегда лежат дизайн исследования.

У UX исследований (или дизайнерских исследований) может быть множество целей в зависимости от этапа работы. Они помогают определить, а после чего доказать или опровергнуть предположения, найти общие черты среди членов целевой аудитории, понять их нужды, мотивацию и ментальные модели. Исследования дают необходимые для работы данные, улучшают понимание и подкрепляют решения. Ведь профессиональный дизайнер не руководствуется принципом “я художник, я так вижу”, он создает лучший продукт для реализации конкретной цели определенной целевой аудитории.

Что такое дизайн (UX) исследования?

Дизайн исследования включают в себя множество методов, которые используют для получения информации. Но дизайнеры не изобрели ничего нового. Многие техники были заимствованы из академических, научных и маркетинговых сфер. Однако существует и несколько видов исследований, которые уникальны для UX мира.

Основная цель дизайнерских исследований – информировать процесс разработки с ориентацией на конечного пользователя. Это помогает избежать распространенной ошибки – создания дизайна только для себя. Именно исследования помогают понять, кем являются конечные пользователи, в каком контексте они будут использовать продукт и что им нужно.

Исследования состоят из двух частей: сбор данных и их обработка с целью улучшить юзабилити. В начале проекта дизайнерские исследования посвящены определению требований к проекту от руководителей, а также целей и нужд конечных пользователей. Сюда входит проведение интервью, опросов, изучение потенциальных или существующих пользователей, анализ имеющейся литературы и данных. Затем исследования начинают ориентироваться на юзабилити и мнения о продукте. На данном этапе проводятся A/B тестирования, интервью с пользователями о процессе взаимодействия и тестирование гипотез, которые способны улучшить дизайн.

Разделить существующие методы исследования можно на два лагеря:

  • Количественные исследования – все, что можно измерить в числах. Они отвечают на вопросы: «Сколько людей нажали на эту кнопку?» или «Какой процент пользователей смогли найти призыв к действию?». Эти данные полезны при определении статистических вероятностей и изучении поведения на сайте или в приложении. Здесь пригодятся и тепловые карты.
  • Качественные исследования помогают понять, почему пользователи совершают те или иные действия. Обычно проводятся они в формате интервью или беседы. Используются подобные вопросы: «Почему люди замечают призыв к действию?» или «Что еще люди замечают на странице?».

Некоторые исследователи могут специализироваться только на определенных видах интервью или тестов, но большинство используют в своей практике разнообразные техники.

Общие методики

Все разнообразные типы дизайн исследований от личных интервью до A/B тестирования основываются на трех методиках: наблюдении, понимании и анализе.

Наблюдение

Первый шаг на пути к проведению исследования – научиться наблюдать. Начинающие специалисты должны заново научиться видеть: замечать сигналы, которые говорят о состоянии опрашиваемого пользователя, или обращать внимание на мельчайшие детали, которые в дальнейшем смогут значительно повлиять на проект.

Наблюдение кажется очень простым навыком, но оно часто затмевается подсознательными предубеждениями. Поэтому исследователи тренируются наблюдать и делать пометки, чтобы позднее найти общие черты у группы на первый взгляд непохожих людей.

Понимание

Также как и наблюдение, понимание – это то, что все мы делаем в повседневной жизни. Мы стараемся понять наших коллег, членов семьи и друзей, причины их ссор и необычное для нас поведение. В UX исследованиях центральное место занимает понимание ментальных моделей.

Ментальная модель – это представление о мыслях людей об определенной фразе или ситуации. Например, ментальная модель владельцев внедорожников будет отличаться от ментальной модели водителей электромобилей. Ментальная модель влияет на решения. Если спросить у автомобилистов: «Сколько времени занимает дорога из Москвы до Санкт-Петербурга», помимо всех прочих данных, они будут ориентироваться и на характеристики своего автомобиля.

Исследователи должны понимать ментальные модели людей, с которыми они проводят интервью, по двум причинам:

  • Во-первых, любое общение ограничено по времени. Исследователи должны определять любые сигналы, основанные на ментальных моделях говорящих.
  • Во-вторых, если исследователь сможет четко определить ментальную модель пользователя, то это поможет дизайнерам создать отвечающий ожиданиям продукт.
Анализ

Исследование само по себе может представлять ценность, но чтобы использовать полученные данные в дизайне, их нужно проанализировать и представить другим членам команды. Анализ – это процесс определения структуры исследования, формулирования логических обоснований или возможных решений, а также рекомендаций.

Некоторые техники анализа подразумевают создание персон и сценариев описаний ментальных моделей или таблиц и графиков, которые отражают статистику и поведение . Важно не забывать о том, что результатами исследования нужно делиться.

Виды исследований

Все UX проекты разные, поэтому и список задач может существенно различаться. Самые популярные формы исследования: интервью, опросы и анкетирования, сортировка карточек, тестирование юзабилити, тестирование иерархии и A/B тестирование.

Интервью

Личное интервью – проверенный и доказавший свою эффективность метод коммуникации между исследователем и пользователем или руководителем. Существует три основных типа интервью, каждый из которых преследует разные цели:

  • Стандартизированное интервью – самый распространенный тип. Это типичные интервью вопрос-ответ, когда исследователь задает конкретные вопросы. Оно может быть полезно при общении с большим количеством пользователей, когда необходимо сравнить и сопоставить ответы.
  • Свободное интервью – отличный способ лучше узнать пользователей или руководителей. Исследователь устанавливает определенные рамки и начинает разговор. В течение интервью говорить должен в основном пользователь (или руководитель), ведущий же может только попросить объяснить что-либо или рассказать подробнее.
  • Этнографическое интервью позволяет узнать привычки людей и понять их типичное поведение. Пользователь рассказывает, как он совершает то или иное действие. Такое интервью позволяет оценить разрыв между тем, что люди говорят, и тем, что они делают.
Опросы и анкетирование

Опросы и анкетирование – прекрасная возможность собрать много данных о группе, потратив при этом минимум времени. Этот тип исследования подходит для проектов с большой и разнообразной группой пользователей или с пользователями, которые предпочитают оставаться анонимными. Исследователь может создать опрос при помощи Google Docs , разослать его по email и получить сотни ответов всего за пару минут.

Есть у этого метода исследования и свои недостатки. Исследователь не может взаимодействовать с респондентом напрямую, поэтому может не понять некоторые формулировки или конкретные обстоятельства. Учтите, что на опросы отвечают охотнее, если не требуется вводить контактную информацию или регистрироваться. Но подобная анонимность лишает возможности попросить пользователя прокомментировать ответ или дополнить его деталями.

Сортировка карточек

Сортировка карточек может стать частью интервью или тестирования юзабилити. Пользователю дается набор терминов, которые нужно разделить по категориям. При этом можно как называть категории перед началом проведения исследования, так и предоставить возможность самостоятельно подобрать подходящие категории.

Цель сортировки карточек – выявить связи в контенте и лучше понять иерархию с точки зрения пользователя.

Тестирование юзабилити

В рамках тестирования юзабилити потенциальных или настоящих пользователей просят выполнить ряд задач и при этом фиксируют их поведение. Можно использовать уже готовую версию сайта или приложения, а также или даже просто набросок.

Существует три самых распространенных вида тестирования юзабилити: модерируемые, немодерируемые и партизанские.

  • Модерируемое тестирование – самое традиционное. Исследователь находится рядом с пользователем, общается с ним, зачитывает ему задания и просит комментировать все мысли и действия. При этом руководители могут находиться в соседней комнате и наблюдать за процессом, либо следить за тестированием по видео.
  • Немодерируемое тестирование проводится онлайн. Задания и инструкции записываются на видео или аудио. Пользователи жмут на кнопку, чтобы начать тест и записывают действия и свои комментарии. Их просят озвучивать все свои мысли. Проводить такие исследования гораздо дешевле и сделать это можно на большом количестве сайтов.
  • Партизанское тестирование – современный подход к проведению традиционного теста. Встреченных на улице или в кафе пользователей просят выполнить несколько заданий на сайте или в приложении в обмен на пару долларов, кофе или без вознаграждения. Этот вид исследования подходит проектам, ориентированным на большую базу пользователей.
Тестирование иерархии

Тестирование иерархии позволят собрать всю необходимую информацию для создания . Пользователям дается задание и показывается верхний уровень меню, после чего их просят озвучить дальнейшее направление движения по имеющейся архитектуре. Цель исследования – понять, правильно ли сгруппирована информация и соответствует ли она выделенным секциям.

A/B тестирование