В каких случаях носят дети ортопедическую обувь. Первые шаги: развенчиваем мифы о правильной детской обуви. Как выбрать обувь ребенку

В детских магазинах сегодня полно «умной» обуви. Например, анатомической: такой, которая подстраивается под стопу и помнит ее форму, а еще корректирующей – чудодейственной. Но нужна ли она ребенку? Что к чему, мы выясняли у настоящего специалиста.

Естественно, за приставку «профилактическая» или «одобрено ортопедами» нужно прилично доплатить. Какая мама сэкономит на здоровье своего малыша? Не найдется такой. Мы радостно раскроем кошельки и купим чудо-ботиночки, даже если к тому нет показаний.

А на самом деле? Нужна ли «умная» обувь малышу? Об этом рассказала Анна Левадная, врач-педиатр, кандидат медицинских наук, мама двоих детей, активный блогер и автор книги «Доктор_аннамама, у меня вопрос: Как сохранить здоровье ребенка», вышедшей в издательстве «Эксмо».

Фото GettyImages

Ребенок растет, его тело только формируется. И ноги тоже. В этом процессе им в первую очередь нужна свобода движений. Обувь главным образом должна защищать от холода и травм, а также давать максимальную свободу движениям ребенка и самой стопы.

Основной критерий выбора детской обуви – это то, насколько мало она нарушает физиологию и биомеханику растущих стоп. Нужно обратить внимание на несколько моментов.

Вес: чем легче обувь, тем свободнее ребенок в ней ходит и бегает.

Подошва: стопа идущего человека сгибается в области пальцев, поэтому, чтобы не нарушать природную механику шага, подошва не должна быть жесткой, твердой, скользкой и липкой. Гибкая обувь (особенно в области носка) позволяет стопе развиваться максимально свободно и не будет ограничивать движение стопы и развитие систем мышечной стабилизации.

Стелька: ровная, мягкая, без супинатора (супинатор – это маркетинговый ход; детям он не нужен).

Ремешки: хорошая фиксация (в идеале – липучки или шнурки).

Размер: по размеру (главное – не мала; лучше пусть обувь будет велика, чем мала).

Материал: максимально дышащий, особенно в жаркое время года.

Каблук: допустим, но невысокий (примерно 1−1,5 см).

Нос: лучше открытый, чтобы было видно размер, избегайте заостренного / узкого носа.

Задник: не высокий и не жесткий.

Максимальное физиологичное положение для развития стопы ребенка – хождение босиком. Поэтому идеальный образец для обуви – это босая нога. Жесткая и давящая обувь может вызвать деформацию стопы, нарушить развитие мышц и связок.

Помните: термины «корректирующая», «профилактическая» или «анатомическая» обувь – это маркетинговый ход! Пропаганда коррекционной или профилактической обуви травмирует ребенка, разоряет родителей и дискредитирует врача.

Лечебную обувь с индивидуальными параметрами ребенку может рекомендовать только врач. И только если у малыша есть конкретные к тому показания.

Врожденная грубая деформация стоп, когда обувь – часть комплекса лечения, и возможное нарушение функции – меньшее из зол. Например, при врожденной косолапости.

Неврологическая патология, например ДЦП, где при спастических формах обувь удерживает стопу от формирования нейрогенных патологических установок, а при парезах и параличах способна удержать голеностоп и позволить ребенку хоть как-то ходить.

Вспомогательный инструмент в до- и послеоперационном периоде коррекции сложной ортопедической патологии, когда нежелательно лишать движений полностью, но некоторое ограничение необходимо.

Выбирая первую обувь для ребенка, который пока еще не ходит (и даже не пытается!), вы смело можете руководствоваться чем угодно: стремлением вызвать у родственников и соседей «мимими»-реакцию, желанием потратить деньги без толку, но с удовольствием, или же порывом привить малышу вкус к хорошей обуви «с рождения». Но как только кроха сделает свои первые шаги, требования к детской обуви становятся строжайшими и четко определенными…

Когда покупать первую обувь ребенку

Некоторые педиатры и ортопеды считают, что пока малыш не сделал свои первые шаги, обувать его нет никакой острой необходимости. Другие же утверждают, что первая обувь малютке нужна уже в тот момент, когда ребенок только начинает вставать на ноги. По большому счету разница во времени между этими двумя детскими достижениями невелика, поэтому купить первую обувь своему ребенку вы можете когда угодно – но не позднее того времени, когда ваш мальчик или ваша девочка уже активно пытается перемещаться по комнате на «своих двоих».

Какой должна быть первая детская обувь

Какой обувь должна быть по форме – решать вам. Сандалики, башмачки, ботинки, сапожки – модель первой обуви зависит от погоды за окном и той местности, где вы собираетесь гулять с малышом. А вот к качеству детской обуви требования должны быть строгие независимо от модельного ряда и ценовой политики. А именно:

  • У башмачков (сандалий, ботинок, сапожек и т.п.) должен быть небольшой каблучок (5-15 мм). Этот каблучок нужен не ради красоты или профилактики плоскостопия, а для того, чтобы исключить вероятность падения ребенка назад, при котором очень часто малыши, увы, получают серьезные травмы головы.
  • У детской обуви должен быть жесткий задник, который надежно фиксирует пятку и обезопасит малыша от случайного вывиха.
  • Внутри башмачка должна быть мягкая стелька, которая вынимается. При необходимости эту обычную стельку легко можно заменить на специальную стельку с супинатором.
  • Подошва должна быть гибкая и максимально тонкая.
  • Башмачки должны быть подобраны точно по размеру, то есть детская ножка не должна «ездить» внутри сапожка или сандалика. Детскую обувь можно покупать «на вырост», но носить ее раньше времени категорически нельзя.
  • У детский обуви не должно быть никаких зауженных носков (типа «лодочки») – ни в коем случае! Чтобы стопа малыша росла и развивалась правильно, необходимо чтобы ребенок внутри своей обувки имел возможность свободно шевелить всеми пальцами.

Слева - не слишком удачный выбор уличных ботинок, справа - правильный и хороший. Детская обувь должна греть ногу (если на дворе - холода или демисезонье), а также - надежно фиксировать еще неокрепшую стопу, защищая малыша от вывихов.

Нужна ли малышу ортопедическая обувь?

В наше время нередко можно услышать от молодых мам гордые заявления – мол, я покупаю малышу специальную ортопедическую обувь – для профилактики плоскостопия, чтобы его стопа развивалась правильно… На самом деле подобная ситуация – некий абсурдный самообман. Любой практикующий врач подтвердит вам, что ортопедическая обувь предназначена только для больных людей, отнюдь не для здоровых.

Популярный доктор Комаровский: «Если мы говорим о нормальных, здоровых детях, то никакой ортопедический обуви для них в природе не существует. Ортопедическую обувь делают на заказ специально для малышей (или же для взрослых людей) с реальными серьезными ортопедическими проблемами в развитии стопы или голеностопного сустава. Но здоровым людям обувь подобного рода никогда не рекомендуют»

То, что продают мамам «под соусом» «ортопедическая обувь» - в большинстве случаев самая обыкновенная детская обувь, отвечающая всем требованиям (натуральная кожа, широкий носок, жесткая пятка и т.п.) и имеющая специальные стельки-супинаторы, которые действительно помогают в профилактике плоскостопия у детей (о ней поговорим чуть ниже).

Как выбирать первую обувь ребенку

Покупку детской обуви, особенно на первые шаги, можно доверить интернет-магазинам только в одном-единственном случае – если именно та модель, что вы выбрали онлайн, вами уже опробована и одобрена в реальной жизни. Во всех остальных случаях – и особенно при выборе новой модели и нового размера – придется идти в «живой» магазин и буквально пробовать каждую пару.

Хотя испытывать терпение будущего хозяина обновки совсем не обязательно – пока ребенок еще не в состоянии оценить ни удобство обуви, ни ее размер, его присутствие при покупки совсем необязательно.

Снимите след с ножки малыша на плотный картон (обведите по контуру и затем аккуратно вырежьте с запасом примерно 1-2 мм) – этот шаблон поможет в выборе обуви куда более эффективно, чем его оригинал. Отберите те модели, что вам понравились по эстетическим соображениям (когда мама покупает обувь ребенку, то эти крохотные ботиночки должны радовать ее не меньше, чем ее собственные любимые туфли!), затем проверьте их на соответствие требованиям. После чего с помощью картонного шаблона ножки вашего малыша подберите нужный размер.

Конечно, у каждого карапуза размер ноги (как и все остальное) растет очень индивидуально. Но есть и общие данные: до двух лет среднестатистическая ножка ребенка увеличивается на 1-1,5 размера каждые 3 месяца.

Сколько пар обуви нужно малышу?

Для уличных прогулок малышу, который только-только начал ходить, вполне хватит одной пары обуви. Согласно климатическим условиям, это могут быть сандалики, ботиночки, кроссовки, мокасины и т.п.

Но помимо улицы, малышу и дома надо в чем-то ходить… Красивые домашние пинетки – вязаные или сшитые из всевозможных тканей – годятся только для малышей, которые еще пока не ходят, а только собираются. Если же малыш уже уверенно встает на ножки и делает по дому свои первые шаги – то в качестве домашней обуви у него тоже должны быть обычные «уличные» сандалики или ботиночки «по всем правилам»: с каблучком, с супинатором и жесткой пяткой, желательно – из натуральной кожи, и подобранные «размер в размер».

Как только ваш малыш стал учиться ходить – пришла пора выбросить все его вязаные пинетки и тапочки из денима, заменив их на время кожаными сандаликами или ботинками с жесткой пяткой. В них ребенок увереннее будет ставить стопу, без риска вывихнуть лодыжку.

Слева - плохой выбор домашней обуви для малыша, справа - правильный и хороший. По сути требования к домашней обувке ребенка до двух лет такие же в точности, что и к уличной обуви. Единственное исключение - домашней обуви совсем не обязательно быть теплой.

Может ли неправильно подобранная обувь вызвать у ребенка плоскостопие?

Когда врачи объявляют родителем, что у их детей развивается плоскостопие, 95% из них мгновенно берут этот «грех» на себя – многие медицинские опросы показывают, что большинство родителей считают, что заболевание плоскостопие возникает у их ребятишек на фоне ношения неправильно подобранной обуви. На самом деле это не так.

На развитие плоскостопия влияет не столько обувь, сколько образ жизни ребенка. Плоскостопие и обувь не имеют между собой никакой связи. Кроме, пожалуй, одной: иногда, в редких случаях, при некоторых формах плоскостопия, можно несколько исправить положение к лучшему с помощью ношения специальной ортопедической обуви. Но если нога здорова – сделать ее «плоскостопной» с помощью какой угодно обуви почти невозможно.

Пару слов о плоскостопии. Все новорожденные детки отличаются идеально ровными подошвами, они – идеальный образец плоскостопия! Но со временем стопы малыша начинают формироваться в определенный изгиб (так называемый свод стопы), и особенно интенсивно это происходит как раз в период, когда малыш делает первые шаги. Этот изгиб в стопах необходим человеку для амортизации при прыжках, беге, падении с высоты – чтобы защитить позвоночник, таз и коленные суставы.

Правильный изгиб стопы формируется под воздействием определенной группы мышц, которые естественным образом сокращаются, когда мы ходит по неровной поверхности – земля, трава, песок и т.п. Отклонением от нормы считается не только плоскостопие, но и наоборот - слишком высокий свод стопы.

1 - нормально сформированный свод стопы; 2 - слишком высокий подъем стопы; 3 - плоскостопие. Все три ситуации хорошо "прочитываются" по следу - обмакните ножку малыша в гуашь, а потом поставьте его на ватман: вы сразу увидите, насколько развит или нет свод стопы ребенка.

Поскольку современным детям в наши дни чаще всего приходится иметь дело с плоскими поверхностями (асфальт, паркет, ламинат, линолеум), у родителей остается немного способов возместить дефицит «природных» неровностей, которые так полезны для профилактики плоскостопия у ребятишек и для формирования у них надежного свода стопы:

  • 1 Малыша нужно при каждом удобном случае ставить на неровную поверхность – песок или галька на пляже, трава на газоне, детские "лазалки" и горки и т.п.
  • 2 Неровные поверхности можно устроить и в домашних условиях – набейте большой тряпичный мешок или, например, большую наволочку цельными орехами (идеально подойдут фундук или каштаны), и хотя бы по 50-60 минут в день стимулируйте малыша буквально топтаться на этом мешочке. С этой же целью можно приобрести специальный ортопедический коврик.
  • 3 Покупайте малышу его первую обувь с небольшим супинатором (особая вставка в обувь, которая помогает сформировать правильный свод стопы).

Строго говоря, вести речь о детском плоскостопии в материале о детках до года – не совсем корректно. Поскольку с медицинской точки зрения такого понятия, как детское (и особенно младенческое!) плоскостопие не существует вовсе.

Свод стопы формируется полностью и окончательно у юноши и девушки в возрасте примерно 12 лет. И до момента его финального формирования любое положение стопы – абсолютно поправимо и физиологично. Именно поэтому термин «младенческое или детское плоскостопие» - несколько абсурден как диагноз, ведь все без исключения новорожденные рождаются с плоскими подошвами ног. И только со временем, у некоторых детей – вплоть до 12 лет, стопа формирует свой свод.

Мы уже упомянули, что на развитие плоскостопия обувь почти не влияет. Огромную негативную роль в формировании плоской подошвы (с отсутствием свода стопы) играет малоподвижный образ жизни. Чтобы свод стопы сформировался и окреп, необходимо, чтобы мышцы стопы активно «трудились». Для этого нужно следить, чтобы малыш в течение дня много двигался, особенно – по неровным поверхностям. Не проходите мимо - детских горок во дворе, шведской стенки, песочного и галечного пляжа и т.д.

Напомним: диагноз «плоскостопие» ортопеды ставят 95 % всех детишек в возрасте до 2 лет, забывая, правда, зачастую добавить, что это плоскостопие является абсолютно нормальным (физиологичным) явлением – ведь стопа малыша еще только начинает формироваться… Если ваш малыш будет активно двигаться, то это младенческое плоскостопие пройдет само по себе (вы даже не заметите!).

В качестве профилактики плоскостопия можно использовать детскую обувь с небольшим супинатором, либо – как можно чаще «выводить» малыша на неровные поверхности.

Прекрасные неровные поверхности можно устроить и в домашних условиях!

Какой должна быть первая детская обувь: резюме

Качество детской обуви – и особенно обуви «на первый шаг» - никак не зависит от ее стоимости, внешней «красивости», и популярности бренда. Увы, но порой самые известные марки выпускают самую «безобразную» с точки зрения здоровья детскую обувь.

Вот вам «на вскидку» классический пример: «кондовые» зимние валенки, в которых вырос ни один десяток поколений советский малышей, большинство современных ортопедов признают как лучшую зимнюю обувь для ребенка наших широт (когда даже суровые морозы не отменяют надобность в прогулках). Эти валенки, при условии что в них вставлена мягкая стелька с небольшим супинатором, идеально плотно держат голеностоп ребенка – так же хорошо, как горнолыжный ботинок. Таким образом малыш защищен от вывиха сустава, как бы он ни бегал, и в то же время – в условиях жесткой фиксации голеностопа быстрее формируется свод стопы. Кроме того, эти валенки имеют довольно странную форму подошвы – она не плоская, а округлая. И когда малыш носит подобную обувь без галош, он невольно постоянно задействуют максимум мышц в области стопы (по сути, его стопа проделывает те же микродвижения, что и стопа фигуриста, который стоит на коньках) – что, как вы понимаете, и решает полностью задачу с формированием правильного свода стопы.

Однако, эти валенки мало кому в наши дни кажутся модными, нарядными и «презентабельными». Зато сапожки типа «угги» - другое дело. Их поголовно носит вся страна, включая и малышей. Но вот их как раз врачи считают самой неподходящей моделью для ребенка, у которого еще не сформирована стопа – задник не достаточно жесткий (он держит форму сапога, но отнюдь не держит сустав ребенка), подошва идеально плоская, а стельку вставить невозможно. Один плюс – если они качественные, то они хотя бы отлично согревают ногу. Но для формирования правильного свода стопы сапожки типа «угги» - плохие помощники.

Итак: ни цена, ни знаменитый бренд, ни роскошное внешнее оформление – не может быть признаком высокого качества детской обуви. Чтобы подобрать для своего карапуза надежную и действительно полезную обувку, вам придется перебрать руками ни одну пару детский сандалий, сапог и ботинок. Берите, крутите, изучайте стельки, пятки и носки, проверяйте натуральность материала. Только так вы сможете подобрать для своего малыша идеальную первую обувь. А месяца через три – начинайте поиски заново…

Советы ортопеда: детская обувь

Ответственный родитель, который задумался о выборе правильной обуви для малыша, неминуемо столкнется с десятком противоречащих друг другу рекомендаций. Какая же обувь полезна: фиксирующая или мягкая, со стелькой или без?

О правилах выбора детской обуви рассказывает Кирилл Алексеевич Шлыков – ортопед-реабилитолог, детский ортопед, подиатр, сертифицированный инструктор KINESIO (CKTI), медицинский консультант по системе Formthotics в России.

Работая детским ортопедом, я часто сталкиваюсь с пропагандой дорогой и неудобной фиксирующей обуви для детей. За что малышам уже с 6-7 месяцев такое наказание?

Очень часто бабушки, которые приводят ко мне своих внуков, настаивают, что только в жесткой обуви и без того здоровое чадо будет еще здоровее. При этом они забывают, что сами пробегали все детство босиком, своих детей обували летом в картонные сандалии, а зимой – в мягкие валенки.

Движение превыше всего

«Все мы родом из детства», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. И в отношении ортопедии это так же справедливо. Правильное развитие в детстве – залог здоровья во взрослой жизни. А правильное развитие костей, суставов и мышц возможно лишь при правильном движении.

Встав на твердые мостовые, мы отобрали у стопы значительный процент подвижности, которую обеспечивала ходьба по мягкому грунту и песку. Чем менее подвижна стопа, тем хуже подвижность всего тела, а значит, больше болезней в будущем. Если добавить к этому жесткую фиксацию стопы в неудобной обуви, то нижние конечности никак не смогут сформироваться правильно, а значит и здоровье в целом будет хуже.

Нужна ли ребенку ортопедическая обувь?

Чтобы понять, какой тип обуви выбрать, определимся с терминами:

Ортопедическая обувь – изготавливается строго индивидуально и учитывает все особенности строения и патологии стопы. Чаще такая обувь делается для людей с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата или нервной системы. Здоровому ребенку такая обувь абсолютно не нужна;

Комфортная обувь – это наиболее подходящее название для обуви, которая продается в ортопедических салонах. Однако не менее правильную и полезную обувь, которая не будет мешать развитию детской ножки, можно купить и в обычном обувном магазине. Главное, чтобы она соответствовала приведенным ниже критериям.

Критерии выбора

ЗАДНИК

Интернет пестрит рекомендациями о том, что необходимо выбирать детскую обувь с высоким жестким задником, который будет фиксировать голеностопный сустав. Даже некоторые специалисты назначают такую обувь детям без патологии стопы или с незначительным вальгусом (избыточный завал стопы внутрь, в результате чего со временем развивается «косточка»).

Фиксация голеностопного сустава – совсем необоснованная мера. Этот сустав отвечает за сгибание и разгибание стопы, и его фиксация никак не повлияет на избыточный завал стопы внутрь.

Задник должен быть не жесткий и фиксирующий, а формоустойчивый. Это значит, что при носке он должен всегда сохранять свою форму. При этом он может смещаться при движении стопы, то есть давать стопе свободу движения, но при этом всегда восстанавливать форму.

ПОДОШВА

Вопреки распространенному мнению, подошва детской обуви не должна быть жесткой. Правильная обувь, согласно ГОСТу 9718-88, должна легко гнуться в месте переката стопы у основания пальцев. Следовательно, подошва должна быть в первую очередь эластичная и, желательно, износостойкая.

СУПИНАТОР

Супинатор – это подъем у внутреннего края подошвы, поддерживающий свод стопы. Не только родители, но даже некоторые доктора считают, что вкладка в обуви, наклеенная вдоль внутренней стороны подошвы, помогает удерживать свод стопы в правильном положении, контролировать завал стопы внутрь и предотвращать развитие плоскостопия. У меня есть несколько обоснованных возражений против супинаторов:

Во-первых, не существует некоммерческих исследований, показывающих эффективность таких элементов;

Во-вторых, положение и высота валика формируется, исходя из дизайна обуви, а не исходя из анатомии детской стопы;

В-третьих, стопа – это взаимосвязанная система трех сводов с опорой на 3 точки, поэтому приподнять один из сводов – недостаточно;

В-четвертых, даже если супинатор расположился правильно, то через несколько месяцев стопа ребенка вырастет, и он опять будет давить не в то место.

КАБЛУК

Каблук обязательно должен быть. Ношение обуви без каблука перегружает пятку и приводит к таким проблемам, как образование пяточных шпор и болезнь Шинца (нарушение кровоснабжения пяточной кости с последующей ее деформацией).

Высота каблука в разном возрасте должна быть разной:

6-7 лет – высота каблука 0,5-1 см

8-12 лет - до 2 см

13-17 лет – можно носить каблук до 3 см (при отсутствии противопоказаний, которые может определить врач).

Каблук должен быть широкий и устойчивый. Если дизайн обуви не предполагает каблука – ничего страшного. Необходимо не фактическое наличие каблука как элемента, а разница между высотой передней и задней части обуви.

ФИКСАЦИЯ НА НОГЕ

Хорошая обувь должна быть единым целым с ногой и плотно фиксироваться на стопе. Сделать это без шнурков, молнии или застежек невозможно. «Дутики», «балетки», «мокасины» - это примеры вредной обуви, в особенности для ребенка.

Очень важно завязывать и развязывать шнурки на обуви (хотя дети часто ленятся это делать, просто стягивая зашнурованную обувь с ноги). Снимать и надевать расшнурованную обувь более правильно не только с точки зрения комфорта, но и для продления срока службы обуви.

ВЕС ОБУВИ

Массивные декоративные элементы, тяжелые и жесткие материалы, повышающие вес обуви, ограничивают движение ребенка, мешают ему ходить. Поэтому выбирайте наиболее легкие модели: современные материалы делают обувь буквально невесомой, незаметной на ноге.

Подводя итог, мы можем дать определение правильной обуви, которая подходит для вашего ребенка: это обувь с формоустойчивым задником не выше лодыжек, на липучках или шнурках, с перепадом в 1-2 см между передней и задней частью и эластичной подошвой, которая сгибается у основания пальцев.

Многих родителей беспокоит вопрос, нужно ли детям носить ортопедическую обувь для правильного развития стопы. Необходимо четко понимать, что она выполняет, прежде всего, лечебную функцию и назначается при наличии определенных нарушений опорно-двигательного аппарата, а также при выраженной предрасположенности к их возникновению. Соответственно, решать, нужна ли ортопедическая обувь ребенку, должен только врач. Также, при положительном решении, именно он должен определять основные параметры назначаемой обуви.

Терапевтический эффект зависит не только от правильного подбора обуви. Также должны соблюдаться требования по ее ношению. В связи с этим часто интересуются, нужно ли детям носить ортопедическую обувь дома. Необходимо учитывать, что достижение эффекта обеспечивается только при постоянном ношении, поэтому в домашних условиях ее также следует использовать. Для этого рекомендуется завести несколько пар разных видов обуви. В том числе потребуется одна-две пары для домашнего использования, например, легкие сандалии.

Также родители часто интересуются, можно ли носить ортопедическую обувь здоровым детям. Если у ребенка отсутствуют выраженные патологии и врач не выдал соответствующую рекомендацию, то носить ее не следует. Это может только нанести вред нормальному формированию стопы.

С другой стороны, существует профилактическая обувь, которую носить здоровым детям можно. Она способствует оптимальному распределению нагрузок и поддержке сводов стопы. В результате чего происходит ее правильное формирование и предотвращается развитие плоскостопия. При этом важно правильно подобрать профилактическую обувь. Она должна быть изготовлена из качественных материалов. Нельзя подбирать модели на вырост. Она должна строго соответствовать по размеру и высоте подъема и четко фиксироваться на ноге.

, (не волнуйтесь, ненадолго), и поговорим на тему, которая всегда вызывает живой интерес. И прежде всего, не профессиональный, а личный. Ведь многие из вас имеют деток, а многие планируют их иметь, и вопрос выбора детской обуви у кого-то уже стоял, у кого-то будет стоять.

А больше всего повезло тем, кто как раз сейчас задается вопросами:

  • Какой должна быть правильная детская обувь?
  • Почему у детей развивается плоскостопие, и как этого избежать?
  • Правда ли, что первая обувь для малыша должна быть «ортопедической»?
  • Должен ли ребенок дома ходить в обуви?
  • Какой должна быть домашняя обувь для ребенка?
  • Обязательно ли в детской обуви должен быть супинатор?

Тема животрепещущая: уж очень часто совсем крохам назначают ортопедическую обувь, причем нередко врачи-ортопеды противоречат друг другу. Один ставит ребенку в 2 года плоскостопие и направляет за ортопедической обувью, другой говорит, что, мол, ваш малыш абсолютно здоров, и советует маме попить пустырник, а ребенку бегать, прыгать и радоваться беззаботному детству. Один говорит, что обязательно в детской обуви должен быть супинатор, другой категорически с этим не согласен.

Как вы помните, я к врачам-ортопедам не отношусь, поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, я вам предлагаю, как обычно, включить логику.

Включили? Тогда давайте разбираться вместе.

Как формируется стопа ребенка?

Как-то мы с вами уже говорили, что представляет собой стопа. Если забыли, почитайте вот . Давайте посмотрим, как она развивается.

Итак, первое, что нужно уяснить: ребенок рождается с плоской стопой. Вспомните, дорогие мамочки, как выглядели стопы ваших деток, когда они еще даже под стол пешком не ходили.

Как видите, место, которое потом станет продольным сводом, сейчас заполнено жирком. И это правильно. Ведь свод – это что? Это рессора, которая пружинит, когда мы ходим, чтобы погасить ударные нагрузки и не «разбомбить» суставы ног и позвоночник. А зачем такому детенышу рессора? Ведь он еще не ходит. Логично?

Вспомним еще один важный момент: арочная форма сводов поддерживается мышцами голени и стопы. Но мышцы еще не развиты, поскольку наш малыш пока не ходит, не бегает, не прыгает. А когда он встает на ножки и делает свои первые шажочки, жировая подушечка стоп очень даже ему пригодится.

  • Во-первых, она увеличивает площадь опоры и повышает устойчивость нашего героя, чтобы он понял, что ходить-то, оказывается, прикольно! И больше увидишь, и больше пощупаешь, и мамку не надо звать, можно до нее дотопать. Сначала по стеночке, потом короткими перебежками, и вот уже «идет бычок, качается». 🙂
  • Во-вторых, подошвенный жирок нужен для амортизации, пока еще нет полноценной рессоры.

Такая объемная жировая подушечка сохраняется у деток до 3-летнего возраста, а затем начинает постепенно рассасываться. К 5 годам вырисовывается продольный свод, а в 7-10 лет мы уже видим стопу, совсем похожую на взрослую. А полностью формирование стопы человека заканчивается примерно в 20-21 год, у девочек – на 2-3 года раньше. Это означает, что к этому возрасту происходит окостенение всех хрящевых структур стопы.

Но пока малыш станет ходить уверенно, он пройдет сложную школу эквилибристики. Как только он встает на ножки, он опирается больше на наружные своды стопы. Это называется «варусная установка стоп». Она бывает у деток примерно до 1,5 лет.

По мере того, как малыш учится ходить, он пытается удержать равновесие, широко расставляя ножки. В сохранении равновесия ему помогает как раз та самая жировая подушечка, о которой мы говорили выше, и на которую он начинает опираться. Получается некоторый завал стоп внутрь. Это называется вальгусной установкой стоп. Вот как это выглядит:

Такое состояние отмечается, как правило, в 2-4 года. Далее, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата стоп, форма ножек обычно выравнивается: голень, колени и бедро выстраиваются по одной линии. И если в норме угол вальгусного отклонения пяточной кости в 3 года составляет 5-10 °, то к 7 годам он равен 0-2 °.

Итак, делаем выводы:

  1. Плоскостопие есть у всех детей до 5 лет

  2. Вальгусная установка стоп до 4-5 летнего возраста – это вариант нормы

Поэтому если вашему двух-трехгодовалому ребенку поставили диагноз «плоскостопие», знайте, что все идет по плану, и беспокоиться не о чем. И абсолютно незачем бежать за ортопедической обувью. Ну, и что, что врач назначил? Вы — мать или кто? Лучше сконцентрируйте свое внимание на укрепление мышц стоп и голеней своей кровиночки, и будет вам всем счастье: и родителям, и малышу, и его стопам. 🙂

Назад, в прошлое

В 60-е годах прошлого столетия сотрудники Ленинградского института протезирования им. Альбрехта провели исследование, в котором участвовало около 5000 детей. Они оценивали «созревание» сводов стопы. И смотрите, что получилось: в 2 года плоскостопие было выявлено у 97,6% детей, а в 9 лет оно осталось только у 4% наблюдаемых. Конечно, если провести это исследование в наши дни, показатели будут более плачевными.

Я иногда думаю: если убрать сейчас все компьютеры, гаджеты, телефоны, что будут делать дети? А взрослые? Интересно, а скакалки сейчас продаются, или это уже раритет? А современные дети знают игру «вышибалы»? А в бадминтон играют?

Себя в детские годы помню исключительно с намазанными зеленкой коленками. Мы дома не сидели, особенно, в выходной. Все время бегали, прыгали, так что диагноз «плоскостопие» в моей детской памяти не отложился.

********************************************************************************************************

Как тренируются мышцы сводов стопы?

Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?

Ничего подобного!

Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.

Вывод:

Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы мышечно-связочный аппарат стопы как можно больше работал. Если есть такая возможность, пусть ребенок, хотя бы дома, ходит босиком.

Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.

Я склоняюсь ко второму мнению.

  • Во-первых , исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие. 🙂
  • Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.

Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).

  • В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.

Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?

  1. Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
  2. Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
  3. Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:

  1. Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
  2. А можно сделать так:

6. Найдите в интернете упражнения для стопы и делайте вместе с ребенком. Вспомните, как раньше на физкультуре учитель говорил: «Идем на носочках, теперь на пяточках, на внутренней стороне стопы, на наружной». И это классная тренировка мышц!

Пишите, комментируйте, делитесь своим опытом.

Кстати, я выложила правильные ответы на тест по препаратам от . Смотрите внизу страницы.

С любовью к вам, Марина Кузнецова