Соевое молоко во время поста. Пост: соевое молоко – все равно молоко? Соевые продукты и постное меню: в чем подвох

23.12.2009

Можно ли есть соевое мясо во время поста?

Когда наступает пост, каждый верующий на время становится вегетарианцем, а иногда даже веганом (в зависимости от того, какой это пост и насколько строго человек решил его соблюдать). Как правило, в этот период запрещается употребление мяса, сыра, масла, молока, яиц, рыбы. С одной стороны, необходимость воздерживаться от животной пищи учит человека контролировать себя, и в духовном смысле, безусловно, является бесценным опытом, однако для организма не всегда идет на пользу. В первую очередь потому, что в отличие от вегетарианцев многие верующие, решив соблюдать пост, просто отказываются от животной пищи, не заботясь о том, чтобы добавить в рацион продукты, которые могли бы удовлетворить потребность организма в белке. Вегетарианцы обычно восполняют эту потребностью с помощью соевых продуктов - соевого мяса, соевого молока и т.п. Несмотря на "животные" названия, все эти продукты - растительного происхождения, и в период поста могут с успехом использоваться в качестве .

Конечно, у многих может возникнуть вполне закономерный вопрос: а допустимо ли есть соевое мясо в пост, если смысл поста именно в отказе от удовольствия, в ограничении себя? К сожалению, однозначно ответить в данном случае нельзя. С точки зрения Церкви, употребление соевого мяса в пост допустимо, НО при условии, что это делается не для "самоублажения", и вы не пытаетесь представить, что это настоящее мясо. Иными словами, постящиеся должны понимать, что они едят растительную пищу, пусть она и называется "мясо". Кстати, у соевого мяса есть и другое название - соевый текстурат, и, возможно, для некоторых будет проще называть его именно так. Кроме того, некоторые священники рекомендуют каждый раз, употребляя во время поста соевое мясо, напоминать себе, что это не мясо животного. Ну и, конечно, в любом случае нужно соблюдать умеренность и не объедаться, даже ненастоящим мясом, ведь тогда действительно потеряется сам смысл соблюдения поста. При этом однако никто не говорил, что пища обязательно должна быть неприятной на вкус! Даже в пост можно готовить вкусные и полезные блюда! Приведем лишь несколько примеров того, что можно приготовить во время поста.

Важное замечание: перед готовкой всех сухие соевые продукты необходимо отварить в воде с добавлением соли или специй. Время варки и подробную инструкцию по подготовке соевого мяса к использованию можно найти на упаковке!

Похлебка с тофу


Про то, что православному человеку положено поститься каждую среду и пятницу, а кроме Великого в году есть еще три продолжительных поста, наши рестораторы, похоже, и не знают. Мы пытались понять: можно ли постящемуся человеку где-то быстро перекусить, а то и полноценно отобедать, выбежав из офиса на час? Да так, чтобы потом не мучила изжога и удар по кошельку не оказался слишком сильным?


Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.


Максим СЫРНИКОВ, кулинар и исследователь русской кухни, рассказывает о том, чего о кашах вы еще не знаете, и предлагает эксклюзивные авторские рецепты


Из свеклы с чесночными гренками, из фасоли, из томатов и чечевицы, сушеных грибов и из моркови – каждый день можно варить новый суп, питательный, вкусный и постный


Оливковая паста для бутербродов, Каша из смеси круп с овощами, Щи-пюре, Суп из кабачков, Запеканка из картофеля с сельдью, Морковные котлеты, Лисички, тушенные с яблоками...


Мы не привыкли ломать голову по поводу завтрака - чем скорее и сытнее, тем лучше. У городских жителей просто нет времени на долгие раздумья по утрам. Но вот наступает очередной пост - и надо искать замену йогурту, творожку и омлету. К счастью, оказывается, что и среди постных блюд немало столь же простых, быстрых и сытных.


Во время поста, особенно строгого, рацион существенно меняется. Как поститься, чтобы пост не довел до изнеможения? Отвечает доктор медицинских наук, врач-диетолог Клиники института питания РАМН Валентина МЕЩЕРЯКОВА.


Что мы знаем о земной жизни Божией Матери и об обстоятельствах ее кончины? Что такое успенская плащаница? Почему в России так много успенских храмов? Как следует поститься Успенским постом? Ответы на все эти вопросы вы узнаете на странице «Успение Пресвятой Богородицы»


Трапеза Великим Постом не должна быть скучной. Ведь это не просто еда. Собраться за общим столом - это возможность общения в любви, со своими родными, друзьями и гостями. Представляем рецепты вкусных постных блюд


Пироги из постного дрожжевого теста, картофельные пирожки с грибами, сушки к чаю, пахлава и козинаки, приготовленные по нашим рецептам, помогут хозяйке порадовать своих близких


В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. «Жаворонки» – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, «лествица» (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Как относиться к соевым продуктам. которых сейчас множество: соевые майонез, фарш, молоко и т.д. Можно ли их вкушать во время поста?
Наталия.

Вопрос очень интересный. Однако сама его постановка говорит о непонимании смысла поста, о полном забвении той цели, которую мы ставим перед собой, вступая в это благодатное время.
Вводя нас в пост, Святая Церковь предлагает нам на время забыть о земном для встречи с небесным. Ее цель не запретить нам что-то есть, а, наоборот, предложить нам другую пищу, неизмеримо более важную - пищу духовную.
В этом отношении показателен один рассказ из древнего патерика о том, как постились настоящие постники.
Один старец пришел к другому старцу; тот сказал ученику своему: свари нам немного чечевицы. Он сварил и размочил хлеб. Они пробыли в беседе о духовных делах до шестого часа следующего дня. Старец говорит опять ученику своему: «Чадо, свари нам немного чечевицы». - «Я вчера еще сварил», - отвечал ученик. И вставши, они начали есть.
Видите, занимаясь более важными вещами, пустынники забыли даже о столь скудной пище. А вот еще об одном настоящем постнике.
Ученик аввы Сисоя часто говаривал ему: «Авва, встань, потрапезуем!» Старец отвечал: «Ужели мы не ели, сын мой?» - «Нет, отец». - «Если не ели, принеси, - поедим».
Занимаясь молитвенным созерцанием, старец без лукавства занимался именно тем, для чего он удалился в пустыню.
Вот с этой позиции давайте поразмыслим о соевых продуктах. Прежде всего скажем, что соевые продукты - растительного происхождения, поэтому формально церковный устав не запрещает их употребления в пост. Если, зайдя в магазин, я случайно увидел банку соевого майонеза, я ее куплю и буду есть без всякого смущения, в простоте душевной, совершенно не нарушая поста. Если же с началом поста я начинаю охоту за соей, заботясь лишь о том, чтобы моя постная пища ничем не отличалась от скоромной, то я - лукавый раб, пост у меня украден, я занимаюсь не тем, чем нужно заниматься в пост.
Пост - время покаяния, очищения себя для встречи с Божественной святыней. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Авва Серапион говорит: «Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями».
Пост - время дел милосердия. Святые отцы советовали вопрошающим о посте поститься так, чтобы сэкономленные деньги от пищи раздавать нищим. Много ли мы экономим, ходя по соевым магазинам?
Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?(Ис. 58:3–6). Так пишет пророк Исаия о посте.
Поздравляю всех с наступившим Рождественским постом.
Помогай вам Господь!

Ответ может быть очень прост - конечно, можно. Ведь безусловным требованием соблюдения Великого поста является употребление только растительной пищи и полное исключение из рациона пищи животного происхождения. А соя - бобовое растение, такое же, как горох, фасоль и прочие. И если люди научились путем различных манипуляций придавать этим бобам форму котлет, гуляша и прочих фрикаделек - что это меняет? Могут возразить, что пост - не только воздержание от животной пищи, но и от лакомства. Это, конечно, правильно, и даже постную пищу надо бы вкушать такую, чтобы исключить всякое удовольствие из процесса еды. Но на практике сделать это даже не знаю как. Помню, один батюшка рассказывал, как после первых дней поста, соблюденных по всем уставным правилам, с сухоядением, позволил себе, наконец, отрезать ломоть черного хлеба, полить его подсолнечным маслом, посолить и скушать. «Никогда в жизни, - говорил он, - не ел я с таким наслаждением никакого пирожного, никакого торта!» Так что с лакомством все не просто. Чем строже постишься, тем с большим удовольствием ешь то, что можно есть, не нарушая поста. Известно ведь, что лучшая приправа к любому блюду - голод.

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

— Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она «понедельничала» за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

— А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

— А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

— Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

— Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить — а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

— То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

— Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост — это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста — индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь — ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления — вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого — признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.