Занятия для восстановления речи. Восстановление речи после инсульта. Логопед по Skype. Сколько человек восстанавливается после кризиса

08.09.2017

Инсульт – тяжелое состояние, при котором нарушены значимые функции мозга. Какие именно – зависит от локализации пораженных тканей. У пациента могут нарушиться двигательные и зрительные функции, а чаще всего встречается нарушение речи после инсульта (афазия). Такое состояние может носить временный или хронический характер. Оптимальный срок, когда желательно начать лечить патологию – несколько дней от приступа. Как именно проводится восстановление речи после инсульта, невролог и логопед решают с учетом типа афазии, тяжести проявления.

Многие не понимают, почему случается афазия после инсульта. На самом деле суть патологического процесса кроется в знании работы организма. В мозге есть отделы, отвечающие за восприятие информации и речь. Если в эти участки мозга кровь не поступает, ткани атрофируются. Этот процесс необратимый, и чтобы вернуть способность произносить слова нужно научить не затронутые участки мозга этой функции. Под термином «афазия» врачи подразумевают не только проблемы с речью, но и способность понимать свой язык.

Как долго восстанавливается речь

Как упоминалось выше, лечение подбирается индивидуально с учетом типа афазии и характера течения болезни, возраста пациента и сопутствующих патологий. Начинать лечение афазии после инсульта важно как можно раньше. Известны следующие основные типы афазии:

  • тотальная. Проявляется в первые дни от инсульта, когда пациент ничего и никого не помнит;
  • моторная. Проявляется после тотальной, если состояние улучшается. Пациент начинает понимать обращенные к нему слова, но не может ответить или говорит спутанно;
  • сенсорная. Пациент не может понять смысл некоторых слов, не распознает слоги и звуки, а родной язык звучит в его ушах, как иностранный, который он никогда не изучал.

Как вернуть речь

Логопед в тандеме с неврологом подбирают схему коррекции речевых функций. Врач ориентируется на проведенные обследования, характер повреждений. К примеру, если паралич затронул левую часть тела, то прогнозы благоприятные. Это связано с тем, что после приступа парализуется зеркальная сторона тела по отношению к поврежденному участку мозга. Значит, расположенные в левом полушарии речевые отделы не пострадали.

Другая ситуация с теми, у кого парализовало правую часть тела – врач сразу может судить о том, что повреждения коснулись речевых отделов мозга. Следовательно, прогнозы не очень хорошие. Тем не менее, терапию нужно начинать сразу, как пациент вернулся в сознание.

Основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом

Логопед показывает пациенту упражнения для восстановления речи после инсульта, а невролог назначает лекарства. Необходимо комплексно подходить к решению задачи, опираясь на следующие лечебные приемы:

  • раннее выявление нарушения речи. Чем точнее будет определен масштаб поражения и его локализация в мозгу, тем быстрее можно начать терапию. Согласно статистическим данным, примерно 30% потерявших речь после инсульта уже к моменту выписки из больницы начинают говорить;
  • психологическая поддержка. Некоторые механизмы нарушений базируются на уверенности пациента в том, что изменения необратимы. Как бы это не звучало невероятно, но терять оптимизм ни в коем случае нельзя. По необходимости врач назначит антидепрессанты, проведет беседу с пациентом и его близкими. Важно понять, что тяжелые состояния после перенесенного инсульта в современной медицине уже считаются редкостью, а не обычным явлением. Как только пациент поймет, что он может выздороветь, здоровье начнет улучшаться;
  • занятия с логопедом. Специалист тесно сотрудничает с невропатологом, знает все о назначенных пациенту медикаментах и их действии на мозг. Это препараты, улучшающие мозговые функции, восстанавливающие их (антикоагулянты, нейропротекторы).

Медикаменты, назначенные человеку, помогают избавиться от трудностей произносительной области речевой функции, но основное лечение – это логопедические упражнения со специалистом. Периодически врач контролирует динамику изменений с помощью специального теста – он определяет прогресс и по необходимости корректирует тактику терапии.

Хорошие результаты дают ноотропные протекторы и музыкотерапия в сочетании с логопедическими упражнениями. Если в процессе реабилитации внезапно пропала речь, это может говорить о повторном инсульте – в таком случае нужно срочно обследоваться у специалиста.

Народные средства

Необходимо четко следовать указаниям врача и продолжать курс терапии после инсульта в домашних условиях. Иногда в родных стенах пациент быстрее восстанавливается и идет на поправку по всем показателям, включая речь. В народной медицине есть проверенные рецепты, которые помогут ускорить выздоровление:

  • ванны с хвоей. Если речь долго не восстанавливается без видимых на то причин, возможно, проблема – в психоэмоциональной сфере. Чтобы улучшить работу нервной системе, расслабиться и получить позитивный настрой, можно использовать ножные ванны с хвойными иголками. Эфирные масла хвои расслабляют, стабилизируют эмоциональный фон;
  • мумие. Уникальное вещество от многих заболеваний. Принимается на ночь по 2 мг. Курс длится 14 дней. Нужно провести 3 курса, между которыми делается перерыв на 5 дней;
  • шишки хвойных пород. Хорошо стимулирует развитие речевых центров после инсульта отвар из шишек сосны, ели, кедра.

Ванны с хвоей очень хорошо помогают восстановить нервную систему

Учитывая, что растения могут вызывать побочные реакции, перед тем, как восстановить речь после инсульта с помощью отваров, нужно проконсультироваться со своим врачом.

Логопед проводит не только занятия, нацеленные на восстановление речи, но и учитывает патогенез болезни – возможно, мышцы языка будут онемевшими. Все речевые зоны нужно регулярно стимулировать, корректировать правильное расположение языка с анатомической точки зрения. Логопедический массаж быстрее восстановит речевой аппарат.

Как научить говорить

После выписки пациента домой реабилитация должна активно продолжаться. Делать упражнения можно и дома, запомнив правила их выполнения. Ниже перечислены основные логопедические упражнения, которые назначают людям с нарушениями речи:

  • комплекс упражнений, нацеленных на развитие речи. Нужно произносить сложные слоги, скороговорки, заучивать фрагменты текстов. Конкретные упражнения врач подбирает пациенту в индивидуальном порядке;
  • артикуляционная гимнастика. Это упражнения, благодаря которым мышцы языка приобретут необходимый тонус. Выполнять их не сложно. К примеру, нужно облизать языком губы по кругу и в обратную сторону, попробовать достать кончиком языка до подбородка или носа, а также учиться скручивать язык в трубочку;
  • вытянуть губы вперед, будто нужно задуть свечу, затем расслабиться. Здоровому человеку это сделать легко, а когда мышцы не слушаются – задача будет не из легких;
  • нижнюю губу нужно захватить верхними зубами, потом отпустить. Повторить то же самое, но для верхней губы;
  • высунуть язык максимально далеко, одновременно с этим втягивая шею.

Артикуляционная гимнастика

После того, как случился инсульт восстановление речи будет зависеть, в том числе, и от желания, усердия самого пациента. Обязательно нужно проговаривать скороговорки. Детский логопед использует их для развития речи у малышей, но не меньше пользы они принесут взрослому с проблемами речевого аппарата. Не все скороговорки оказывают одинаковое воздействие, поэтому врач сам должен выбрать те из них, которые эффективно восстановят подвижность языка и дикцию с учетом присутствующих нарушений.

Как помочь близкому человеку после инсульта

Человек после инсульта легче будет ориентироваться в бытовых предметах, если вызывать у него ассоциацию, для чего они предназначены. К примеру, можно рассматривать картинки со стульями, столом, качелями, книгами и спрашивать спокойно у человека – на чем из изображенных предметов сидят, из чего пьют и др.

Пациенты с сенсорной афазией испытывают трудности в отличие слов с одинаковым звучанием. Поэтому для занятий нужно нарисовать рисунки, чтобы человек мог показывать, о чем он пытается сказать. Примеры такого созвучия: бочка — почка, том – дом. Желательно общаться с пациентом по очереди, если в помещении находится несколько человек, поскольку после инсульта слова и звуки сложно различить.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки

Пациентам с моторной афазией можно помочь, поощряя их на разговор. Чем раньше человек начнет вслух произносить слоги и слова, тем быстрее к нему вернется понимание речи окружающих. Как только слова начнут выговариваться, нужно заинтересовать человека так, чтобы он с удовольствием занимался самостоятельно. К примеру, подготовить для него простые предложения с пропущенными словами, чтобы он мог восполнить пробелы. К примеру: кот … мышку, птица… песни.

После инсульта пациенту нельзя долго смотреть телевизор, максимум – 2 часа в сутки. При такой болезни, как инсульт афазия – не единственное нарушение, и нужно внимательно относиться к здоровью, соблюдая врачебные рекомендации. Из всех телевизионных передач желательно выбирать те, которые интересны пациенту и могут стимулировать его на комментарии.

Одним из новых направлений в лечении инсульта считают использование стволовых клеток. С помощью такой терапии организм получает энергию, повышается желание выздороветь и говорить четко. Желательно начинать любое лечение с первых дней от инсульта. Трансплантация клеток проводится за 2 процедуры, между которыми делается перерыв в 3 месяца. Уже после первой процедуры устраняется ишемия, сосуды работают лучше, рассасываются атеросклеротические отложения.

Инсульт – непростое состояние, поэтому и пациенту, и его близким людям нужно набраться терпения и целенаправленно двигаться к выздоровлению. Прогнозы для каждого человека определяются в индивидуальном порядке с учетом обширности участка повреждения. Наилучших успехов удается достичь в первый год после инсульта. В последующее время улучшения будут малозаметными. Бывает и так, что некоторые дефекты речи остаются, и окружающим придется приспособиться к такому звучанию слов, ни в коем случае не делая замечаний. Изолировать человека от общения нельзя, наоборот – нужно всячески поощрять его к беседе, заинтересовывать и показывать, что он важен и нужен. Говорить об инсульте и его опасности при человеке, который перенес это состояние, строго запрещено.

Содержание

Острое расстройство мозгового кровообращения вызывает серьезные последствия. При инсульте нередко возникает нарушение речи. Почему развивается эта патология, какими способами можно с ней справиться? Об этом подробнее в обзоре методов помощи пациенту в стационаре и домашних условиях.

Почему происходит нарушение речи после инсульта

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Разновидности речевых расстройств

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

Афазия

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.

Дизартрия

У пациента из-за паралича после инсульта может появиться парез речевых мышц. Дизартрия – потеря речи, вызванная этой причиной. Такое состояние хорошо поддается лечению. Пациент понимает разговор, может считать и писать, но речь у него невнятная. Медиками приняты 4 стадии дизартрии:

  • первая – легкая – нарушение выявляет только специалист;
  • вторая – речь толковая, хотя есть дефекты произношения;
  • третья – разговор неразборчив, непонятен окружающим;
  • четвертая – тяжелая – способность произносить слова отсутствует полностью.

Дизартрия после инсульта появляется, когда возникает слабость мышц, которые используются для воспроизводства голоса, управления дыханием при разговоре, движения рта, губ, языка. При этом у пациента не нарушена способность понимать других людей, находить слова, которые нужно сказать. В случае дизартрии возможны такие проблемы:

  • сложность говорить длинными предложениями, если нарушен контроль дыхания;
  • тихие, невнятные, замедленные звуки голоса;
  • отсутствие четкого произношения;
  • трудность восприятия речи больного.

Дизартрия развивается при поражении корковой, мозжечковой и подкорковой зоны головного мозга. Выделяют два вида этого патологического состояния:

  • Бульбарный – отличается невнятной артикуляцией, спровоцированной атонией мышц ротовой полости. Все согласные выражаются одним щелевым звуком.
  • Псевдобульбарный – характеризуется нарушением движения языка. Слова говорятся невнятно, смазано, произношение звуков происходит с носовым оттенком.

Диспраксия

Потеря речи при инсульте может быть вызвана нарушением движения и координации мышц, необходимых для воспроизведения звуков. Это состояние называется диспраксией. При этом у пациента иногда возникают такие проблемы:

  • паралич мышц отсутствует, но они не работают в правильном порядке, чтобы выговаривать слова;
  • сложно произнести даже отдельные звуки;
  • невозможно четко говорить, особенно если об этом просят.

Как вернуть речь после инсульта

Восстановительные мероприятия проводятся с участием невропатолога, логопеда, реабилитолога. Пациенту составляют программу в зависимости от характера нарушений. Терапия должна начаться с первых дней, когда пациент пришел в сознание. На эффективность лечения оказывают влияние такие факторы:

  • обширность зоны поражения – чем больше, тем процесс восстановления сложнее;
  • полнота реабилитационных мероприятий;
  • желание больного возобновить возможность говорить;
  • разновидность афазии – моторная исправляется быстрее, сенсорная – нередко имеет необратимую форму.
  • При острой стадии, до трех недель, интенсивные методики не рекомендуются. В это время возможно восстановление функций на физиологическом уровне.
  • Подострый период – от трех недель до года – предполагает активные занятия с пациентом медицинских работников и родственников.
  • Хроническая стадия – свыше 12 месяцев – реабилитация еще возможна, но требует больших усилий.

Восстановление речи после инсульта

Процесс воссоздания разговорных навыков занимает длительное время. Это связано с тем, с что повреждены нейроны, отвечающие за речь. Нужно, чтобы здоровые участки мозга перестроились на выполнение их функции. Для восстановления требуется комплекс мероприятия, включающий:

  • групповую терапию;
  • занятия с логопедом;
  • физиопроцедуры;
  • медикаментозное лечение;
  • арт-терапию (музыку, пение, рисование);
  • физические упражнения;
  • массаж;
  • работу с картинками;
  • дыхательную гимнастику;
  • альтернативный способ – лечение стволовым клетками;
  • хирургическое вмешательство.

Медикаментозная терапия

Потеря возможности говорить при инсульте лечится с применением лекарственных препаратов. Их действие направлено на улучшение состояния пациента, нормализацию обменных процессов в головном мозге. Невропатолог назначает такие медикаментозные средства:

  • антиагреганты, предотвращающие склеивание тромбоцитов – Тиклид, Аспирин;
  • препараты, восстанавливающие кровообращение – Церебролизин, Глицин;
  • антикоагулянты, уменьшающие риск возникновения тромбов – Финилин, Гепарин;
  • ноотропы, восстанавливающие метаболизм – Пирацетам, Цераксон.

Для больного потеря речевых функций становится серьезным испытанием, сопровождается нервными срывами, депрессивным настроением. Нередко человек в таком состоянии отказывается от восстановительной терапии. В этом случае врачи ему назначают:

  • антидепрессанты – Гидазепам, Адаптол;
  • снотворные с седативным действием – Феназепам, Золпидем;
  • успокоительные – валериану, Персен.

По наблюдениям специалистов медикаментозные средства оказывают такое влияние на восстановление речевых функций после инсульта:

  • Декстроамфетамин, Пирацетам – ускоряют реабилитацию в комбинации с речевыми упражнениями.
  • Донезепил – помогает восстановлению при тотальной форме афазии.
  • Мемантин – совместно с восстановительными физическими упражнениями, занятиями с логопедом, улучшает регенеративные процессы при афазии.

Оперативное вмешательство

Хирургическое лечение при речевых нарушениях после инсульта используется редко. Показаниями являются отсутствие результатов от других методов восстановления, безнадежные ситуации. Возможны такие методы оперативного вмешательства:

  • Установка стента в сонную артерию для нормализации кровообращения при ишемической форме инсульта.
  • Воздействие на речевые центры с целью улучшения функционирования нервных тканей.
  • Формирование новых соединений между отделами головного мозга, ответственными за речь и здоровыми сосудами. Метод сложный, недостаточно эффективный.

Реабилитационные мероприятия

Период восстановления речевых функций занимает много времени. Он может продолжаться до пяти лет. Чтобы добиться результатов, для этого необходимо создать условия, которые включают:

  • спокойную обстановку;
  • исключение стрессовых ситуаций;
  • заинтересованность больного в результатах;
  • постоянное общение с пациентом;
  • продолжительные разговоры даже при отсутствии реакции пострадавшего;
  • последовательность выполнения всех мероприятий.

Реабилитационный период включает несколько этапов. Каждый из них может иметь различную продолжительность по времени. Нарушение речи при инсульте включает постепенное возвращение таких способностей:

  • правильное проговаривание звуков, слов;
  • понимание речи;
  • составление предложений;
  • произношение осмысленной речи;
  • совершенствование результатов.

Восстановительный процесс пойдет быстрее и будет отличаться эффективностью, если привлечь к нему специалистов – невропатолога, логопеда. Желательно придерживаться таких правил:

  • чередовать активные занятия с отдыхом;
  • не допускать перенапряжения пациента;
  • сочетать физические упражнения, занятия с логопедом, прослушивание речи, просмотр телепередач;
  • продолжительность упражнений увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут, доведя через месяц до одного часа.

Занятия с логопедом

Выбор методик восстановления происходит в зависимости от степени нарушения речевых функций, состояния пациента. Тактика лечения подбирается индивидуально. Занятия с логопедом начинаются в стационаре, третья часть больных может выписаться с восстановленной речевой функцией. Применяются такие методики лечения:

  • при трудности закончить предложение предлагается пение;
  • в случае сенсорных нарушений используются наглядные материалы, карточки, жесты, рисование.

Логопед применяет такие методы восстановления речевых функций после инсульта:

  • совместно договаривает окончания предложений;
  • больной подтверждает соответствие слова картинке;
  • пациент повторяет фразы, необходимые в быту;
  • при дизартрии врач показывает правильные движения языка, губ;
  • при моторной афазии пациент производит поиск подходящих рифмованных слов, комментирует картинки;
  • для тренировки артикуляции вместе читают скороговорки;
  • больной заучивает отрывки текста.

Физиотерапевтические процедуры

Потеря речи после инсульта требует разнообразных методов лечения. Для восстановления больных используют физиотерапию. Ее задача – корректировка артикуляции, стимулирование мускулатуры, управляющей произношением слов. Неврологи назначают такие процедуры:

  • массаж мимической мускулатуры лица, языка;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию, активизирующую клетки мозга при помощи переменного магнитного поля;
  • иглорефлексотерапию, улучшающую функционирование речевого аппарата;
  • электромиостимуляцию, воздействующую на мышцы, участвующие в артикуляции.

Упражнения и массаж

Мозг контролирует все функции организма. При кровоизлиянии в определенные зоны может произойти онемение языка, парез речевых мышц. Для восстановления функций применяются методики, активизирующие кровообращение, расслабляющие спазмированные участки полости рта, отвечающие за артикуляцию. Медики используют такие способы лечения:

  • массаж активных точек;
  • механическое воздействие на мышцы;
  • дыхательную гимнастику.

Важную роль играют упражнения для челюстей, языка, губ, направленные на тренировку речевых мышц. Каждое повторяют по 10 раз. Комплекс гимнастики включает такие упражнения:

  1. Облизать губы по часовой стрелке, начиная с верхней, повторить в другую сторону.
  2. Выполнить воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмокающим звуком.
  3. С напряжением захватить верхней челюстью нижнюю губу, удержать 5 секунд.
  4. Закрыть рот, языком потянуться к небу.
  5. Вытянуть вперед шею, высунуть язык, зафиксировать положение на три секунды.
  6. Захватить нижней челюстью верхнюю губу, удержать.

Занятия в домашних условиях

Чтобы лечение прошло результативно, врачи дают свои рекомендации. Их использование в домашних условиях может привести к ускорению процесса восстановления речевых функций. Для общения с больным человеком необходимо:

  • говорить медленно;
  • не повышать голос;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать пациенту время для ответа – спешка может вызвать негативную нервную реакцию;
  • обращать внимание на то, что человек говорит;
  • не поправлять слова, предложения, пока не попросят.

Близкие люди должны помнить – при речевом нарушении у пациента интеллект остается неизменным. Во время домашних занятий нужно учесть такие моменты:

  • желательно использовать короткие предложения;
  • лучше задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • не следует быстро менять тему занятий;
  • не стоит притворяться, что поняли сказанное, если это не так;
  • необходимо использовать визуальные приемы общения – жесты, карточки, предметы;
  • важно убрать отвлекающие факторы – музыку, радио;
  • стоит использовать ручку, бумагу, компьютер, чтобы облегчить понимание.

При общении с больным, имеющим речевое расстройство, терпения нужно набраться пациентам и близким людям. Восстановление в домашних условиях можно проводить с помощью таких методик:

  • выполнения дыхательной гимнастики;
  • проведения упражнений лечебной физкультуры;
  • проговаривания скороговорок;
  • игры в шахматы, шашки;
  • написания текстов;
  • разгадывания кроссвордов;
  • разучивания песен;
  • чтения стихов вслух;
  • игры в слова;
  • пения.

Как восстановить речь после инсульта народными средствами

Использование натуральных продуктов для лечения пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, должно стать частью комплексной терапии. Для снятия психоэмоционального напряжения, мешающего заговорить после инсульта, рекомендуют проводить водные процедуры с хвоей. Для этого потребуется:

  1. Набрать в ванну воду с температурой 40 градусов.
  2. Добавить 5 капель масла кедра или сосны.
  3. Продолжительность сеанса 15 минут.
  4. Курс лечения – 20 ванн через день.

Ускорить процесс выздоровления при нарушениях речи поможет настойка из нераскрывшихся сосновых шишек. Принимают ее по чайной ложке трижды за день в течение месяца. По рецепту необходимо: шишки вымыть, наполнить ими банку и залить водкой. Оставить средство на 2 недели в темном месте, перед употреблением процедить. Целители рекомендуют пациентам после инсульта принимать состав, включающий мумие. По рецепту необходимо:

  1. Отжать 150 мл сока алоэ.
  2. Добавить 5 грамм мумие.
  3. Принимать утром и вечером по чайной ложке.
  4. Курс –10 дней.
  5. Повторение после четырехдневного перерыва.

Прогноз

Специалисты не дают гарантий полного восстановления речи после инсульта. Это зависит от множества факторов. Важную роль играют такие моменты:

  • степень поражения головного мозга;
  • способности организма к регенерации;
  • желание, терпеливость, упорство пациента, чтобы восстановиться;
  • локализация очага поражения;
  • наличие подходящих условий для реабилитации.

Более благоприятный прогноз к восстановлению речевых функций имеют пациенты с левосторонним параличом. Чем сильнее произошло повреждение структур мозга, тем больше времени понадобится на реабилитацию. Шансов на полное устранение проблемы в этом случае меньше. При отсутствии лечения вероятность, что пациент будет говорить, составляет 15%. Если соблюдать все предписания врачей, проводить реабилитационные мероприятия, даются такие прогнозы на восстановление речи после инсульта:

  • при тяжелой форме – 55%;
  • в случае средней степени – 76%;
  • при легкой форме – 92%.

Видео

Нарушение речи при инсульте возникает из-за поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Потеря речи – тяжелая трагедия, которая может полностью исключить больного из привычной жизни. Отсутствие возможности общаться негативно сказывается на психологическом состоянии человека и мешает выздоровлению. Восстановить речевые способности возможно, но это будет долгий и трудный процесс.

Частичная или полная утрата речи после инсульта называется афазией. В зависимости от того, какие зоны мозга была повреждены, афазия бывает моторной, сенсорной или тотальной. Чем они различаются?

  1. Моторная афазия – больной понимает обращенную к нему речь, способен произносить отдельные звуки и слоги, но не может складывать их в слова.
  2. Сенсорная афазия – этот вид речевого расстройства отличается от предыдущего тем, что больной с трудом понимает речь окружающих. Он может говорить, но его речь бессмысленна или полна ошибок.
  3. Тотальная афазия – это самый сложный вид нарушения речи после инсульта. Человек не способен ни говорить, ни понимать чужую речь.

Тип афазии определяет врач-невролог. Для каждого случая разработаны комплексы упражнений, которые нужно выполнять совместно с логопедом.

Важно как можно быстрее начать восстановление утраченной речевой функции. Приступать к занятиям лучше всего в первые недели после инсульта, так как на начальном этапе терапии пострадавшие участки мозга восстанавливаются наиболее интенсивно. Если этот момент упустить, в дальнейшем будет сложнее заново сформировать связи между отделами мозга и процесс восстановления затянется.

Продолжительность реабилитации зависит также и от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Как восстанавливать речь после инсульта? Современные методы восстановления речи включают в себя выполнение логопедических упражнений, регулярную речевую практику и вспомогательные процедуры (физиотерапия, медикаментозная терапия, лечебная физкультура). Все мероприятия должны проводиться в комплексе.

Наиболее эффективный метод восстановления речи – это регулярные логопедические занятия. Логопед для взрослого после инсульта применяет в своей работе упражнения для развития речи и артикуляции, логопедический массаж, иллюстрированные пособия.

На начальных этапах выздоровления после инсульта логопед нередко становится для больного единственным человеком, который понимает его попытки высказаться. Семья должна поддерживать веру больного в логопеда и не обижаться, если с логопедом он разговаривает охотнее, чем с родственниками. Помните, что специалист помогает в самом главном – возвращает человека в круг привычного общения.

Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Что входит в логопедическую программу?

Задача логопеда на первом этапе занятий по восстановлению речи – растормаживание речевых функций больного. Оно производится на основе старых речевых стереотипов. Применяется совместное пение, договаривание предложений, повторение самых необходимых в повседневной жизни фраз.

Наиболее ценен тот материал, который вызывает у больного эмоции и необходим ему для повседневного общения. Это могут быть слова любимых песен и стихов, названия предметов быта, сведения о близких людях, работе и хобби больного. Занятия не должны быть продолжительными, 10-15 минут вполне достаточно. Задания в программе располагаются по принципу «от простого к сложному».


Если человек плохо понимает речь (сенсорная афазия), специалист дает упражнения на соотнесение слова с картинкой, объединение разных слов по смыслу. Для такого больного важно научиться запоминать значения слов и соотносить их со звучанием.

Когда больной затрудняется произносить слова (моторная афазия), логопед предлагает комментировать картинки, подбирать рифмованные слова, повторять слова вслед за ним. Освоив отдельные слова, можно переходить к предложениям.

Если у пациента нарушено функционирование мышц, участвующих в речи (дизартрия), требуются упражнения на артикуляцию. Логопед показывает, как двигаются губы и язык.

Многие логопеды применяют в работе музыкотерапию. Музыка не только улучшает эмоциональное состояние больного, но и вызывает желание самостоятельно спеть любимую песню. Хорошо, если удастся подобрать песни, текст которых человек хорошо знал до болезни. Совместное пение знакомых песен отлично растормаживает речевые функции.

Сложные случаи в работе логопеда

Логопеду намного сложнее работать с больными, которые находятся на поздних, запущенных стадиях афазии. Они отличаются депрессивным настроем. Это люди, погрузившиеся в инвалидность, не верящие, что снова станут полноценными членами общества. Важно, чтобы такой больной с первых же занятий почувствовал результат, иначе он быстро разочаруется в возможностях логопеда и еще больше проникнется пессимизмом.

Самый трудный случай – это люди, которые не занимались с логопедом, но на каком-то уровне смогли спонтанно восстановить речь. Они говорят с ошибками, исключают часть звуков, заменяют одни слова другими. Им свойственны речевые эмболы – это многократные повторения одних и тех же слов или фраз. «Неправильная» манера общения прочно вошла у них в привычку, таким людям сложнее всего начать систематические занятия.

Процесс реабилитации на поздней стадии афазии может растянуться на долгие годы. Именно поэтому так важно, чтобы родственники позаботились о восстановлении речи больного уже в первые недели после инсульта.

Полезны не только индивидуальные занятия с логопедом, но и групповые. Они способствуют преодолению фобии речи и улучшают эмоциональное состояние больных. Этот вид занятий не может быть единственным и основным, он используется в общем комплексе мероприятий по восстановлению речи.


Домашние занятия

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Важно, чтобы все члены семьи общались с больным на равных. Разговаривайте с ним так, как будто он здоров, не стремитесь упростить свою речь. Вы должны приложить все усилия, чтобы человек поверил в свою интеллектуальную полноценность и настроился на скорейшее выздоровление.


Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Разговаривайте с больным медленно и отчетливо, помогайте себе мимикой и жестами. На первых порах, пока пострадавший от инсульта не может высказывать свои желания, применяйте «доску для общения». Это таблица, состоящая из рисунков, которые иллюстрируют базовые потребности. Отлично подходят для занятий детские развивающие книжки.

Человеку, который восстанавливает речь после инсульта, не рекомендуется подолгу смотреть телевизор. Ограничьте время просмотра передач до одного-двух часов в день. Поврежденному мозгу сложно усвоить большой поток информации, и телевизионная речь пойдет не на пользу, а во вред. Выбирайте простые для понимания передачи, которые не вызывают отрицательных эмоций. Больной, скорее всего, захочет их комментировать и это положительно скажется на развитии речи.

Упражнения для восстановления устной речи

Начать можно с произнесения больным отдельных слов вместе с обучающим. Проговаривайте вслух имена родственников, названия дней недели, месяцев, считайте до десяти. Хороший эффект дает совместное пение.

Когда больной научится выговаривать слова, можно переходить к коротким фразам. Используйте в занятиях иллюстрации из журналов и детских книг. Комментируйте вместе с больным сюжеты картинок.

Начинайте фразы и побуждайте больного закончить их одним словом, например, «я сегодня ел на завтрак… (кашу)». Показывая картинки, подсказывайте фразы слово за словом. Внимательно слушайте, что пытается сказать человек. Если он не справляется – давайте подсказку, но не прерывайте его речь.

Не нужно дотошно исправлять каждую ошибку больного, из десяти ошибок укажите на три-четыре. Обязательно хвалите его за каждое выполненное упражнение.

Дополнительные методы восстановления речи

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Инсульт очень тяжёлое заболевание, при котором нарушается ток крови, и не редки случаи, когда он приводит к нарушению работы мозга. Нарушения зависят от места развития инсульта, таким образом, у пациента может отмечаться потеря двигательной функции, речевой и зрительной функции.

Поскольку наша сегодняшняя тема это потеря речи после инсульта, то поговорим о ней чуть подробней. Нарушение речи после перенесённого инсульта называется афазия. Афазия после инсульта является очень распространенным осложнением. Последствия приступа могут быть как хроническими, так и кратковременными, так как идёт нарушение речи при инсульте. Поражение затрагивает доли префронтальных областей. Восстановление речи после инсульта возможно, но реабилитация является очень длительным процессом, ведь мы буквально будем заново учить разговаривать человека.

В зависимости от вида нарушения невролог и логопед устанавливают наиболее лучшее лечение, которое даст больший эффект.

Виды афазии

Отмечаются несколько видов афазии, они разделяются в зависимости от этапа развития осложнения, давайте рассмотрим их подробней:

  • Тотальная афазия. Данная стадия развивается в течение первых дней. У пациента отмечается дезориентация, идёт нарушение речи после инсульта. Отмечаются временные провалы в памяти.
  • Моторная афазия. При условии, что была предоставлена адекватная медицинская помощь, тотальная афазия заменяется моторной. Во время данной стадии пациент начинает воспринимать речь из вне, но ответить всё ещё не способен. В самом благоприятном случае у больного отмечается несвязная, путаная речь.
  • Сенсорная афазия. При данном нарушении речевая функция блокируется лишь частично, к примеру, анализ речи нарушен, больной перестаёт воспринимать отдельные слога, звуки, слов, даже целые предложения. Родной язык может казаться больному не знакомым.
  • Акустико-гностическая. При данном виде поражается часть Вернике. Теряется только способность воспринимать речь извне.
  • Аффертно-моторная. Данный вид характерен тем, что больному необходимо, но тяжело найти определённую позу, для того что бы начать воспроизводить звук.
  • Амнестико-сематическая. Данное нарушение локализуется в области задневисочного и переднетеменного отделов коры головного мозга. В данном случае больной забывает про какие-то предметы и явления разного характера.
  • Динамическая. Данное нарушение локализуется в области заднелобных частей головного мозга. Больной не способен сконструировать мысль, а также воспроизвести её.

Во время диагностирования вида афазии необходимо заполнять специальные бланки исследования речи, данный документ позволяет в дальнейшем облегчить назначение терапии. Также благодаря записям можно отслеживать процесс улучшения, или наоборот ухудшения состояния больного, и соответственно изменить ход терапии в случае необходимости. Возникает закономерный вопрос: как восстановить речь после инсульта?

Основная терапия

Основная задача после инсульта это восстановление речи. В данное мероприятие должен быть вовлечён больной, а также его родственники, нельзя просто полагаться на препараты. Терапия по восстановлению функций речи должна проходить в первые полгода после перенесенного инсульта, только в этот промежуток времени можно добиться того, чтобы речь восстановилась.

Невозможно точно определить, получится ли восстановить речевые функции хотя бы на половину.

Лечение афазии после инсульта должно проходить комплексно. Чтобы начать говорить о существенном прогрессе в выздоровлении, пациент должен полностью выполнять все предписания и выполнять комплекс физиотерапевтических упражнений.

Специалистами разработан специальный курс, пройдёмся по этим пунктам:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Курс восстановительных упражнений.
  3. Курс логопеда.
  4. Хороший уход за пациентом.

Лечение препаратами

Лечение афазии проходит по одной и той же схеме, нет определённых препаратов, которые направлены на исправление данного осложнения. Чаще всего прописывают лекарства, которые помогают улучшить ток крови в головном мозгу, способствуют правильному функционированию нервных окончаний.

Также назначают медикаменты улучшающие работу головного мозга, стимулирующие память, внимание, это естественно способствует положительному прогрессу выздоровления и уменьшают срок до выздоровления.

Курс восстановительных упражнений

К каждому виду афазии разработан индивидуальный курс упражнений, их назначает высококвалифицированный врач. Стоит отметить, что отдельных видов афазии практически не бывает, чаще всего несколько типов смешиваются, и курс упражнений должен подстраиваться индивидуально. Сегодня мы расскажем о том, какие существуют упражнения для восстановления речи, они хорошо помогают людям с афазией, и вполне здоровым людям. Они улучшают качество речи, дикции и тому подобное. Такие упражнения по восстановлению речи после инсульта можно проводить даже в домашних условиях.

Давайте начнём.

  • Нужно вытянуть губы в трубочку, а затем держим губы в таком состоянии 4-6 секунд. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Нужно вытянуть нижнюю челюсть вперёд, затем с помощью нижней челюсти захватить верхнюю губу и удерживать в таком состоянии 2-3 секунды. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Похожее упражнение разница лишь в том, что с помощью верхней Челюсти захватываем нижнюю губу, затем удерживаем 2-3 секунды. Повторяем упражнение 6-10 раз.
  • Необходимо вытянуть шею вперёд и открыть рот, затем максимально высовываем язык, задерживаемся в такой позиции 3-4 секунды. Повторяем 6-10 раз.
  • Необходимо провести языком по губам от правого уголка до левого,затем от левого до правого, таким образом 8-10 подходов.
  • Необходимо усердно пытаться свернуть язык в трубочку. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот и стараемся как можно ближе подвести язык к гортани. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот, но размыкаем зубы, затем водим языком сначала по верхним зубам,потом по нижним зубам, тоже самое с губами. Выполнять 8-10 раз.
  • Пытаемся цокать, желательно со временем ускорять темп, сколько сможет пациент.
  • Необходимо максимально выдвинуть язык, и параллельно пытаться шипеть.
  • Сначала широко улыбаемся, показывая зубы, затем также улыбаемся, но закрываем зубы губами.
  • Необходимо тянуться сначала к носу, затем к подбородку. Повторять 5-8 раз.
  • Необходимо посылать воздушные поцелуи, и параллельно громко чмокать. Повторять 12-14 раз.

Данные упражнения желательно выполнять ежедневно, по возможности больше одного раза. Для восстановления речи после инсульта эти упражнения должны идти вместе с основным лечением.

Курс лечения вместе с логопедом

Помощь логопеда, является самой важной частью лечения речевых нарушений после инсульта. Обращаться к логопеду нужно после того, как специалист определил вид афазии, и только потом можно начинать логопедические упражнения, ведь специалист подбирает индивидуальный курс для каждого пациента.

Чаще всего в штате больниц всегда есть логопед-афазиолог, помощь данных врачей велика, более чем 35% пациентов восстанавливаются и начинают говорить ещё до окончания курса лечения.

Также многие логопедические упражнения можно проводить и в домашних условиях.

Помимо этих основных методов лечения, есть и альтернативные методы, которые только начинают набирать обороты в медицинском мире, давайте рассмотрим и их тоже:

  • Хирургическое вмешательство. Данная методика используется крайне редко и только если другие методы были не эффективны. Целью операции является формирование экстра-интракраниального микроанастомоза, проще говоря, нейрохирург создаёт мостик соединяющий речевую область и зону которая не была повреждена вследствие инсульта. Минусы данного способа в том, что эффект от операции слабо выражен и речевая функция восстанавливается не полностью, поэтому риск превышает чистую пользу.
  • Лечебная физическая культура (ЛФК). Данный метод, можно использовать в тех случаях, когда основная проблема это не нарушение речевых областей, а развитый паралич мышц отвечающих за речевую функцию. Механизм лечения подобен расстройствам двигательных устройств. Проводят электрическую стимуляцию артикуляционных мышц, иглотерапию, при которой выявляют остаточные рефлексы мышц, и тому подобное. В этих моментах методика показывает великолепные результаты.
  • Лечение стволовыми клетками. Считается новейшей разработкой. Многие специалисты видят большой потенциал в таком способе, которая только начинает набирать обороты. Хотя в некоторых странах уже пользуются данным методом и он показывает положительные результаты.

Общение с человек с афазией

Так как люди с афазией чаще всего живут дома, и их не всегда кладут в стационар на долгосрочное лечение, вы всегда можете встретиться с ними. На такие случаи нужно знать несколько советов, давайте рассмотрим их подробнее:

  • Всегда нужно помнить, что у больных страдающих афазией нарушена речевая функция, а не интеллектуальная.
  • Стоит разговаривать естественно, желательно разговаривать чуть медленней и чётче.
  • Помните что человеку с афазией нужно время для того что бы дать ответ. Нельзя спешить или давить на него, это может вызвать злость и раздражение с его стороны, что отрицательно повлияет на срок его реабилитации.
  • Откажитесь от длинных предложений со сложными словами, не стоит часто менять тему беседы.
  • По возможности составляйте простые вопросы, ответ на которые может быть односложным, если больной не сможет ответить, он скорее всего расстроится, что отрицательно повлияет на срок реабилитации.
  • Не перебивайте и не мешайте говорить пациенту с афазией. Если вы начнёте заканчивать за него фразы или исправлять его, это отрицательно отразиться на сроке его реабилитации.
  • Старайтесь создать благоприятную атмосферу. Избегайте посторонние шумы.
  • Для улучшения понимания, можно использовать рисунки, письменную речь и дополнять её жестикуляцией.
  • Если вы вдруг не поняли, что вам сказал человек с афазией, то лучшим шагом будет сообщить ему об этом. Притворство может расстроить его, что не очень хорошо отразится на сроке реабилитации.
  • Мягко помогайте человеку с афазией. Если он не может выговорить слово, то вам стоит попросить его описать предмет, описать звук с которого начинается это слово и тому подобное.

Речь – это нечто большее. Данная функция помогает нам общаться с друзьями, родственниками, помогает узнавать мир. Такое осложнение как афазия, может сильно испугать не только больного, но и его родственников и близких друзей. Благодаря совместным усилиям врачей, родственников, а также желания пациента, всё это может помочь победить инсульт и афазию. В конечном итоге после инсульта речь конечно же восстанавливается.

Инсульт – это повреждение участков мозга в результате острого нарушения кровообращения. Одним из его симптомов является потеря речи. В зависимости от тяжести поражения, период реабилитации может продлиться от нескольких недель до года и более. Людям, пережившим инсульт, необходима забота и понимание родных и близких. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь восстановить речь больного в домашних условиях, и какие логопедические упражнения нужно делать, чтобы добиться ощутимого прогресса в максимально сжатые сроки.

При ишемическом инсульте временно прекращается приток крови к определенным областям головного мозга, а при геморрагическом происходят локальные кровоизлияния. Это приводит к гибели клеток речевого центра или прекращению передачи импульсов от коры головного мозга к голосовому аппарату. Степень имеющихся нарушений будет зависеть от зоны и объема поражений. Так, к примеру, при обширном инсульте в височной области человек не только не говорит, но и перестает читать, писать и понимать чужую речь. Если же инсульт затрагивает мозжечок, у пациента наблюдается паралич всего речевого аппарата, вследствие чего замедляется речь, ухудшается возможность выговаривать согласные.

Восстановление речи после инсульта - задача вполне реальная, но к ее выполнению нужно приступать сразу после стабилизации состояния больного. Как показывает практика, наилучшего эффекта удается добиться в течение первых трех месяцев после приступа; потом процесс восстановления замедляется, и шансы на полную реабилитацию стремительно уменьшаются.

Нарушения и потерю речи врачи называют «афазия».

Специалисты различают следующие виды афазии:

  • тотальную;
  • моторную;
  • сенсорную;
  • семантическую;
  • динамическую.

Тотальной афазией называют полное отсутствие возможности говорить и понимать речь.

Для моторной афазии свойственно сохранение способности к произношению отдельных звуков и восприятию речи окружающих, но при этом наблюдается потеря возможности выговаривать целые слова. С чтением и письмом возникают серьезные проблемы. В наиболее тяжелых случаях больной вообще не в состоянии разговаривать, читать, писать и понимать кого-то.

При сенсорной разновидности нарушений пациенты нормально слышат и способны говорить, но адекватное восприятие логико-грамматических оборотов у них нарушено. Такие больные часто путают обозначения предметов и действий, при разговоре подменяют звуки, и не могут писать.

При семантической афазии способность говорить также сохраняется, но в предлогах, окончаниях и сложных лексических конструкциях больной путается. Ему весьма проблематично воспринимать сравнения.

Для динамических нарушений типичен разрыв связи между отдельными словами в предложении.

После того, как общее состояние пациента перестает внушать опасения, рекомендуется безотлагательно заняться восстановлением речи. Реабилитация при частичной или полной потере речевых навыков в среднем длится 2-3 года, но в отдельных ситуациях может понадобиться 5 лет и более.

Обратите внимание: Стойкие нарушения чаще отмечаются у пожилых пациентов и при диффузных атеросклеротических поражениях сосудов.

Любые разновидности афазии поддаются коррекции в большей или меньшей степени, но непременным условием для устранения речевой дисфункции являются регулярные занятия. Только профессионал может задействовать оптимальную методику восстановления и подобрать логопедические упражнения с учетом специфики имеющихся нарушений. Он также оценивает динамику процесса, внося по мере необходимости коррективы в план лечебных мероприятий.

Задачей логопеда является планомерное восстановление речи пациента. По сути человека вначале фактически заново учат произношению слогов, а потом - и целых слов. Для этого на ранних этапах используют детское лото, специальные карточки и букварь. Врач объясняет человеку, перенесшему инсульт, каким образом можно компенсировать речь языком жестов. Специалист работает в тесном контакте с родственниками больного, от которых зависит, насколько быстро впоследствии удастся в полном объеме восстановить способность к произношению слов. Он также может порекомендовать необходимые пособия и обучающее видео.

Упражнения для восстановления речи в домашних условиях

Родным и близким человека, который потерял способность разговаривать после инсульта, важно помнить, что речевых контактов избегать нельзя. С больным нужно общаться по возможности больше, причем, всегда спокойным и негромким голосом.

Важно: Никогда не пытайтесь форсировать события. Не давайте чрезмерную нагрузку, ведь для восстановления нервных связей нужно время. А чрезмерная торопливость может привести к снижению позитивного настроя или вовсе - к отказу от занятий.

Если возникают проблемы с произнесением отдельных слов, не заостряйте на этом внимание. Лучше отвлеките больного и смените тему.

Логопеды рекомендуют использовать при занятиях кубики и карточки, вслух называя изображенные на них буквы или предметы, постепенно увеличивая количество объектов и предлагая подобрать к картинкам подписи, нанесенные на отдельные карточки.

В обыденной жизни лучше чаще задавать вопросы, читать вслух несложные тексты, и предложить потом пересказать содержание своими словами. Целесообразно использовать числовые ряды и последовательности, в частности - попросить перечислить по порядку месяцы, дни недели или буквы алфавита.

Отмечено, что быстро восстановить речевую функцию помогает пение. Даже если слова песни произносятся с трудом, происходит укрепление и разработка мышц лицевой области и голосовых связок. Только петь лучше любимые песни.

При положительной динамике можно переходить к произношению скороговорок.

Если больной охотно идет на контакт, прогресс достигается гораздо быстрее в ходе групповых занятий. В процессе общения с другими пациентами функция речи восстанавливается более заметными темпами.

Если диагностирована моторная афазия, нужно уделять большое внимание разнообразным артикуляционным занятиям для восстановления моторики мимических мышц, языка и губ. При этом запишите занятия с логопедом на видео и просматривайте их в свободное время.

  • Сложить губы трубочкой, досчитать до пяти, а затем на 2 сек. их расслабить. Повторить несколько раз.
  • Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить на 5 сек. и отпустить.
  • Максимально высунуть язык, и удерживать его в вытянутом положении 2-3 сек. Затем нужно вытянуть и расслабить шею.
  • Несколько раз подряд облизнуть губы - вначале по часовой стрелке, а затем - в обратном направлении.
  • Высунуть язык, свернуть его в трубочку и задержать на 3 сек. несколько раз с 5-секундными интервалами. После отдыха в течение 3 минут повторить упражнение.
  • Дотянуться до неба максимально напряженным языком. Повторить упражнение несколько раз.

Комплекс нужно повторять регулярно и последовательно. Только в этом случае можно гарантировать улучшение.

На начальных этапах логопедическим упражнениям нужно уделят 10-15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса и более.

Разминку мышц речевого аппарата нужно продолжать около 10 минут, но обязательно делать несколько «подходов» в течение дня.

Чтобы лучше понимать, что делать во время занятий, можно посмотреть соответствующие видео в Интернете.

Больным после инсульта показан ряд фармакологических препаратов для улучшения циркуляции крови в т. н. «церебральном бассейне» и нормализации функций нервной системы (в частности - витаминные комплексы и ноотропы). Задачей медикаментозной терапии является профилактика рецидивов и осложнений.

Восстановить артикуляцию помогает электростимуляция мышц, принимающих участие в звукообразовании.

Ускорить реабилитацию помогают общий и точечный массаж, лечебная физкультура, другие физиотерапевтические процедуры и иглоукалывание.

Окружающим следует запастись терпением. Даже если на начальных этапах не будет заметного прогресса, не следует опускать руки. Чем больше вы будете заниматься с близким, тем больше шанс на то, что к нему вернется способность общаться с другими.