можно было выходить на соревнование

  • Глаголу (от него образуется)

  • Вопрос: что делая? что сделав?

  • Обозначает добавочное действие

  • Возвратность

  • Переходность

  • Зависит от глагола


Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

  • Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша

  • Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Правильно употребляй деепричастия.

  • Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Спишите, исправляя ошибки, если они есть.

  • Открыв окно, я залюбовался видом города.

  • Открывая дверь, она громко скрипнула.

  • Мама сидела, откинувшись на спинку стула.

  • Брат, склонив голову набок, что-то писал.

  • Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

  • Возвращаясь домой, шел дождь.

  • Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

  • Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

  • Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


НЕ с деепричастиями.

  • НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша.

  • Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Допиши НЕ.

  • …давши слово, крепись, а давши, держись.

  • …зная броду, …суйся в воду.

  • …убив медведя, шкуры …продают.

  • …поглядев на пирог, …говори, что сыт.

  • …поклонясь до земли,грибка…поднимешь.

  • …вытащив невода, рыбою…хвались.


Понятие о деепричастном обороте.

  • Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом.

  • Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу.

  • Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Заменить причастный оборот деепричастным.

  • Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям.

  • Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце.

  • Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Знаки препинания при деепричастном обороте.

  • 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу.

  • Все жители находились тут же, ожидая самозванца.

  • Увидев меня, он остановился.

  • Возвратясь, он велел подавать свою карету .


  • 2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов.

  • С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.


Примечание к правилу.

  • Фразеологические обороты не выделяй запятыми:

  • Сломя голову

  • Засучив рукава.


Расставьте знаки препинания.

  • Чему научится он служа в Петербурге.

  • Отдохнув пустились мы далее.

  • Товарищи заметив его беспокойство ушли.

  • Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище.

  • Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул.

  • Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.

  • Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал.

  • Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.


1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Войдя в аудиторию,

  • 1) мной была совершена ошибка;

  • 2) профессор поздоровался со студентами;

  • 3) не каждым соблюдается тишина;

  • 4) у нас возникло чувство страха.


2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • 1) у меня затряслись руки;

  • 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ;

  • 3) я долго не мог уснуть;

  • 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку .


3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Отдохнув несколько дней,

  • 1) я вернулся к обычной работе;

  • 2) мною была прочитана книга;

  • 3) часто забываются все дела;

  • 4) у нас появились новые силы.


4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения

  • Гордо подняв голову,

  • 1) не видится ошибок;

  • 2) у всех возникло чувство обиды;

  • 3) она вышла из комнаты;

  • 4) мною был никто не замечен.


5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Обучив лошадь всем премудростям выездки,

  • 1) наездника ждет заслуженная награда;

  • 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем,

  • а конь- всадником;

  • 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе;

  • 4) можно было выходить на соревнование.


Повторение изученного в разделе «Деепричастие».

  • Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина:

  • По лощинам звезды отражая

  • Ямы светят тихою водой.

  • Журавли друг друга окликая

  • Осторожно тянутся гурьбой.

  • А весна в заледеневшей роще

  • Ждет зари дыханье затая.


Раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

  • Гром грохотал (не)переставая.

  • Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

  • В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи.

  • (Не)помня себя от восторга я побежал домой.


Мониторинг 7 класс Русский язык
Диагностическая работа № 1
Повторение изученного в 5 – 6 классах
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение части I и II диагностической работы по русскому языку даётся 40 минут. Работа включает в себя 18 заданий. Позиции 1
· 11 представляют собой задания с выбором ответа. Позиции 12
· 18 включают задания с кратким ответом.
К каждому заданию с выбором ответа (1
· 11) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания запишите номер выбранного ответа.
Ответы к заданиям 12
· 18 сформулируйте самостоятельно. Запишите ответы на них словами или цифрами.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Задание части III выполняется дома.
Часть I
1. В каком слове выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) прИбывший.
2) нАчавший.
3) нанЕсена.
4) доцЕнт.
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква ю?
1) гон..щий.
2) дышащ..й.
3) стел..щий.
4) вер..щий.
3. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки препинания не расставлены.)?
1) В курганах до сих пор находят монеты чеканенные ещё в девятом веке.
2) Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.
3) Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.
4) Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.
4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Открыв окно, я залюбовался видом города.
2) Открывая дверь, она громко скрипнула.
3) Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.
4) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.
5. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н?
1) закруче..ая нитка.
3) растрёпа..ые волосы.
2) сея..ая сеялкой.
4) сушё..ые грибы.
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
1) развеш..нное бельё.
2) выкач..нная вода.
3) расстрел..нные патроны.
4) вытащ..нные инструменты.
7. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1) Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры.
2) Широко разливаются наполняемые реки талой водой.
3) Детей, вернувшихся из лагеря, встречали родители.
4) Дедушка ходил по огороду, заросшему бурьяном.
8. В каком слове пропущена буква е?
1) крас..щий.
2) растер..нный.
3) движ..мый.
4) омыва..мый.
9. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые?
Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.
1) 1, 3, 4.
2) 1.
3) 1, 2, 3, 4.
4) 1, 4.
10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения?
Прочитав рассказ,
1) он показался мне слишком грустным.
2) у меня усилился интерес к прозе.
3) возникло желание его перечитать.
4) перескажите его.
11. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.
2) Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.
3) Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.
4) Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.
Часть II
Прочитайте текст и выполните задания 12 – 18. Ответы запишите словами или цифрами
(1) Широко распространённое явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. (2) Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. (3) Посмотрит человек такой фильм, и читать само произведение как бы уже нет надобности. (4) Но преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. (5) Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. (6) При чтении произведения у читающего невольно включается воображение. (7) Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взором разворачивается в картинах. (8) Чтение книги – процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором.
12. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
1) По многим литературным произведениям поставлены фильмы.
2) Книга имеет преимущество перед фильмом.
3) Чтение – процесс творческий.
4) При чтении книги человеку некогда осмыслить прочитанное.
13. Сколько звуков в слове фильм (предложение 3). Свой ответ запишите цифрой.
14. Из предложений 3 выпишите слово, состоящее из одной приставки, корня и окончания.
15. Из предложения 8 выпишите существительное первого склонения.
16. Напишите разряд прилагательного нужной (предложение 4).
17. Укажите наклонение глагола включается (предложение 6).
18. Из предложения 2 выпишите подлежащее.
Часть III
Напишите сочинение о том, согласны ли вы с автором, что чтение книги – «процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором». Объём сочинения не менее 50 слов.


Приложенные файлы

Вариант 1

1) бАлуясь

2) мелькОм

3) килОметр

4) пОднятый

2. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки пре-пинания не расставлены.)

1) Всё было покрыто снегом выпавшим недавно.

2) Я смотрел на залитый лунным светом пруд.

3) Листва сорванная с деревьев быстро закружилась в воздухе.

4) Освещенный берег издалека казался таинственным.

3. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Лающаяся собака никого не впускала в дом.

2) Морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил.

3) Я вышел на освещенную солнцем поляну.

4) Ободряемый товарищами ученик быстро решил задачу.

4. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н ?

1) замороже.ые овощи

2) варе...ые в кастрюле

3) непроше.ые гости

4) маринова...ые огурцы

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква е ?

1) выкач...нная бочка

2) зате.вший спор

3) завис…щий от родителей

4) сдерж...нный шёпот

6. В каком слове пишутся две буквы н ?

1) дистиллирова...ый

2) свежемороже.ый

3) ране.ый

4) кова...ая

7. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.

Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь
(4) направился к блестевшей (5) в лучах заходящего солнца (6) реке.
1)1,2 3)1,2,3,4

2)1,4 4)1,2,3,4,5,6

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Войдя в актовый зал,

1) у меня зарябило в глазах.

2) меня ослепил свет прожекторов.

3) я сразу подошёл к одноклассникам.

4) на меня сразу все обратили внимание.

9. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Туристы попили студёной воды из родника и поблагодарив хозяина отправились в путь.

2) Пройдя узкую тропинку мы вышли на лесную дорогу.

3) Митя работал не покладая рук.

4) Сашенька улыбаясь посмотрела на них и стала заваривать чай.

10. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о ?

1) досух..., налев..., дочист...

2) вкрадчив..., насух..., запрост...

3) справ..., дословн..., изменчив...

4) докрасн..., издавн..., доходчив...

11. Укажите дефисное написание слова.

1) (по) больше написать

2) (по)зимнему одеться

3) (по)качественнее сделать

4) (по)немногу выполнять

12. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) ударить наотмаш...

2) мчаться вскач...

3) заросла сплош...

4) выйти замуж...

13. В каком примере допущена ошибка в употреблении предлога?

2) скучаю по матери

3) по получению письма

4) согласно приказу

14. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) Уже рассвело, так(что) нам пора было трогаться в путь.

2) Мы то(же) хотели быстрее добраться до дома.

3) Мальчишки спрятались за(то) дерево.

4) Валя уверена, что она думает так(же), как и мама.

15. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)разгаданные тайны влекут нас.

2) Я чувствовал почти (не)удержимое желание схватить зверя.

3) Есть много видов пошлости (не)замечаемых нами.

4) (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться.

16. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) далеко(предалеко), если(бы), (по)мягче

2) (кое)что, как(будто), чуть(чуть)

3) (по)дружески, когда(нибудь), (еле)еле

4) куда(то), (по)далыпе, (по)матерински

17. Укажите простое предложение.

1) В сотый раз я пожалел о том, что не родился художником.

2) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.

3) Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место ещё глубже.

4) Благодаря отцу я и сестры хорошо знаем французский язык.

18. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Старик сидел на скамейке (1) греясь на солнце (2) и (3) безмятежно улыбаясь
(4) изредка тревожно поглядывал на дорогу.
1)1,2,3 3)1,2,3,4

Часть 2

(1) Войдяводвор, я огляделся. (2) Картина, напоминавшая мне моё детство, былаудивительномилой и мирной. (3) Средидворастоялабольшаябабушкинаизба, занимаямногоместа и являясьцентромвсегохозяйства. (4) За ней расположилисьспускавшиеся к рекеогороды. (5) Избудкивылезмохнатый пёс, подошёлко мне, понюхал и завилялхвостом. (6) Необращаянаменявнимания, бродилиподворукуры. (7) Поросёнок, похрюкивая, возился в хлеву. (8) Вдругдверьраспахнулась, и, замеревотудивления, я увиделнапорогебабушку. (9) Она совсемнепостарела. (10) Прошлостолько лет, а бабушкабылапрежней. (11) Я бросился к ней сломяго-лову, непомнясебяотсчастья. (12) Передомнойпромелькнулодавнопрошедшеедетство.

19.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Бабушка очень удивилась, увидев меня.

2) За это время бабушка не изменилась.

3) Пёс был очень добродушным.

4) Бабушкина изба находилась посреди двора.

20. Напишитеспособобразованиясловаудивления (предложение 8).

21.Из предложений 5-7 выпишите все предлоги.

22Из предложений 8-10 выпишите все союзы.

23.Среди предложений 8-12 найдите предложение с фразеологизмом. Напишите номер.

24.Сколько грамматических основ в предложении 8? Свой ответ запишите цифрой.

25.Чем осложнено предложение 1? Напишите номер правильного ответа.

1) обособленным обстоятельством

3) обособленным определением

4) распространённым обращением

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбывший

2) нАчавший

3) нанЕсена

2.В какомсловенаместепропускапишетсябукваю ?

1) гон…щий

2) дыш...щии

3) стел...щий

4) вер...щий

3. В какомпредложениипричастныйоборотстоитпередопределяемымсловом? (Знакипре-пинаниянерасставлены.)

1) В курганах до сих пор находят монеты чеканенные еще в девятом веке.

2) Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.

3) Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.

4) Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.

4.В какомпредложениидопущенаграмматическаяошибка?

1) Открыв окно, я залюбовался видом города.

2) Открывая дверь, она громко скрипнула.

3) Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.

4) Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

5.В какомсловенаместепропускапишетсяоднабукван ?

1) закруче.ая нитка

2) растрёпа...ые волосы

3) сея...ая сеялкой

4) сушё...ые грибы

6.В какомсловенаместепропускапишетсябуквае ?

1) развеш...нное бельё

2) выкач...нная вода

3) расстрелянные патроны

4) вытащ...нные инструменты

7.В какомсловепропущенабуквае ?

1) крас.щий

2) растер...нный

3) движ..мый

4) омыва...мый

8.Укажите, наместекакихцифр в предложениинужнопоставитьзапятые.

Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.

1) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4

9. Выберитеграмматическиправильноепродолжениепредложения.

Прочитав рассказ,

1) он показался мне слишком грустным.

2) у меня усилился интерес к прозе.

4) перескажите его.

10.Укажите предложение, в которомставитсяодназапятая. (Знакипрепинаниянерасставлены.)

1) Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.

2) Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.

3) Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.

4) Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.

11.В какойстрокевовсехсловахнаместепропускапишетсябуквао ?

1) затемн..., влев..., сначал...

2) дословн..., запрост..., досрочн...

3) дочист..., достаточн..., доверительн...

4) досыт..., доходчив..., справ...

12.Укажите дефисноенаписаниеслова.

1) (по)шире открыть

2) (по)летнему жарко

3) (в)третьих рядах

4) (по)зимнему саду

13.В какомсловенаместепропускаь не пишется?

1) пуститься вскач...

2) убежать проч...

3) усыпано сплош...

4) стало невтерпеж...

14.В какомвариантедопущенаошибка в употреблениипредлога?

1) по окончании школы

2) благодаря находчивости

3) наперекор мнения

4) в продолжение часа

15.В какомпредложениивыделенноесловопишетсяслитно?

1) Спрячься (за)то дерево.

2) И так(же), как сотни лет назад, не все возвращаются обратно.

3) Что(бы) ни случилось, всё равно нужно делать своё дело.

4) Наш класс упорно готовился к соревнованиям, (по)этому мы и победили.

16.В какомпредложениине сословомпишетсяраздельно?

1) Твоя опрометчивость привела к (не) приятным последствиям.

2) (Не)смотря на хорошую погоду, мы не пошли на экскурсию.

3) (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

4) (Не)сделанная вовремя работа приучает к безделью.

17.В какомряду все словапишутсячерездефис?

1) еле(еле), где(то), (по)новому пути

2) (в)пятом классе, далеко(предалеко), (по)товарищески

4) (кое)что, (по)английски, (по)медвежьи

18.Укажите простое предложение.

1) Меня окликнула девушка, чьё лицо мне показалось знакомым.

2) Суок уронила четвёртое пирожное, которое было самым рассыпчатым и с виноградиной.

3) Лишь причудливо избы сутулятся, да роса звонко падает с крыш.

4) Пчёлы, привлечённые сладким запахом, закружились над вазочкой с вареньем.

19.Укажите, наместекакихцифрдолжныбытьзапятые в предложении.

Хаджи Мурат остановился (1) бросив поводья (2) и (3) отстегнув чехол винтовки (4)

вынул её.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Ночью на море разыгралась буря, длившаяся несколько часов подряд. (2) Волны, бушуя, сильно качали пароход. (3) Капитан, волнуясь за жизнь пассажиров, приказал приготовить спа-сательные шлюпки. (4) Накренившись на левый борт, судно двигалось по штормившему морю. (5) Наступило утро. (6) И вдруг в тучах показался просвет. (7) Команда оживилась, у пассажи-ров появилась надежда на спасенье. (8) Волны постепенно улеглись. (9) Люди, слабо улыбаясь и не веря себе, осмелились покинуть каюты и, стоя на палубе, дышали солёным морским воз-духом. (10) Командир корабля, стоя на капитанском мостике, направлял судно по нужному курсу, и, замерев у штурвала, опытный рулевой ожидал дальнейших приказаний.

20.Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Капитан волновался за жизнь пассажиров.

2) Утром у пассажиров появилась надежда на спасенье.

3) Командир корабля стоял на капитанском мостике, замерев у штурвала.

4) Пассажиры, покинув каюты, стояли на палубе.

21.Какой частьюречиявляетсясловонесколько (предложение 1)?

22.Среди предложений 7-10 найдите предложение с тремя деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

23.Из предложения 9 выпишитевозвратноеместоимение.

24.Сколько грамматическихоснов в предложении 10? Свойответзапишитецифрой.

25.Чем осложненопредложение 1? Напишитеномерправильногоответа.

1) обособленным определением

2) однородными членами предложения

3) обособленным обстоятельством

4) распространенным обращением

Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается .
Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь .

Назовите основы предложений.

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно - главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое - добавочное, дополнительное при главном?

Добавочное действие выражено словом улыбаясь. Это деепричастие.

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия .

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать - осматривая, смеяться - смеясь . Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь - несовершенного вида.

Зависимое слово - существительное или местоимение - ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В. п.) - покрасив (что?) стену (В. п.).

Наречные признаки деепричастия

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте . - Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг . - Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).

  • Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? деепричастия и наречия?

Применяя данное определение, рассуждайте так: выглянув в окно, Петя увидел друга; увидел - основное действие, а выглянув - добавочное, значит, выглянув - деепричастие.

180. Прочитайте и проанализируйте информацию. С какой точки зрения охарактеризовано деепричастие? Запишите три предложения в виде диалога между учителем и учениками.

Почему деепричастие получило такое наименование? Оказывается, деепричастие связано с основным действием, причастно ему. Если говорить точнее, слово деепричастие - от слов причастие и действие. Оно обозначает дополнительное действие, которое связано с основным.

181. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие-добавочные? Перепишите, расставляя пропущенные запятые; над деепричастиями надпишите букву д . Подчеркните главные члены предложения.

Бе..жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер ч..тко дремлет , затаившись в иглистых ветвях, (не)зар..бит уснувшей воды (не)шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыльями, беспокойно подымаются с воды а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. Серафимович)

182. Прочитайте текст. Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше? Постройте схему первого предложения с прямой речью.

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то, - раздражённо вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: „пятак упал к ногам". Надо сказать: „Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая"».

Замечание это - помню хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Григорович)

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

183. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки (если они есть) в использовании деепричастий. Какого вида деепричастия?

1. Открыв окно, я залюб..вался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 4. Закан(?)чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 5. Возвращаясь домой, ш..л дождь. 6. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали какую(то) интересн..ю игру. 7. Кое(кто) из малышей, занявшись рисованием, (не)хотел идти на обед. 8. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грус(?)ным.