Когда ребенок не слушается маму, мне, как психологу, важно понимать, а слушается ли он вообще кого-то в семье. Первое: есть ли для ребенка авторитет. Второе: важно, чтобы мама описала, что значит «слушается».

Я не всегда поддерживаю желание родителей заставить ребенка слушаться. Слушаться взрослого — по сути, подчиняться чужой воле. Хорошо, если родители, понимают свою ответственность, силу виляния и действуют из благих побуждений по отношению к ребенку. Но, когда ребенок вырастет, он может попасть под влияние других людей, которые, возможно, не будут так доброжелательно к нему настроены. При этом привычка слушаться сослужит плохую службу.

Какие могут быть причины не послушания:

Перваямама не постоянна в своих решениях. Сегодня она разрешает кушать сладкое перед обедом, завтра запрещает. Постепенно ребенок понимает, что нет какой-то системы, нет четких правил, и перестает слушать маму, потому что осознает, что можно делать так, как тебе сегодня захотелось, как легло твое настроение.

Втораямама высказывает четко свою позицию. До определенного возраста родители помогают детям формировать систему ценностей, и ребенок опирается на их мнение. Если мама все время предлагает ребенку решать самому, то в какой-то момент, когда она будет говорить: «Послушай меня и сделай так», ребенок просто не сочтёт нужным опираться на ее мнение.

Третьякогда отец или кто-то из близких родственников неуважительно относится к матери. Тогда ребенок может копировать подобное поведение. В этом случае маме нужно выставлять свои границы и объяснять, что даже если она позволяет папе или бабушке так с собой обращаться, это совершенно не означает, что такое же право есть у ребенка.

Четвертаяребенок физически, эмоционально, в связи со своим уровнем развития, не в силах выполнить то количество послушания, которое от него ожидают. В таком случае нужно сократить количество требований, которые мама предъявляет.

Когда ребенок не слушается маму, я обязательно предлагаю работать не только с ребенком, но и с мамой. Иногда нужны совместные занятия. В любом случае, прежде чем я возьмусь работать с ребенком, обязательно состоится индивидуальная встреча с родителями или одним из них. Это нужно для того, чтобы я узнала их точку зрения, продиагностировала ситуацию и помогла разобраться в тех требованиях, которые они предъявляют. Вторая встреча проходит с ребенком, и уже после этого мы решаем с родителями, как будет строиться дальнейшая работа.