Ключевой момент, если вы задались вопросом, как повысить самооценку подростку – то, как вы влияете на его самооценку в данный период жизни и какие факторы способствовали её занижению.

Большое количество предъявляемых к ребёнку требований, использование нелицеприятных эпитетов — это всё очень болезненно отзывается в тонком устройстве подростковой психики. Подросткам и так достаётся много изменений, скачут гормоны, физиологическое развитие может опережать уровень интеллекта. Часто подросток внешне уже выглядит взрослым, а в душе хочет играть.

Взрослым важно знать, что в 10, 13, 15, 17 лет, с одной стороны, важно отделиться от мира родителей и взрослых. С другой, важна оценка окружающих. Уверенности в своих силах часто не хватает, да и собственное отражение в зеркале может не радовать.

Мой сын уже ростом с меня, а весит и того больше. Безусловно он производит впечатление большого, самостоятельного. Но выполнить требования, предъявляемые взрослому мужчине, ему еще не под силу.

Так что помните, рядом с вами, несмотря на внешние изменения, по-прежнему ваш любимый ребенок.
Как же повысить самооценку подростку?

Во-первых, предъявлять реальные требования и сократить их количество до минимума. Избегайте ситуации, в которой ребёнок будто бежит за недосягаемым идеалом, постоянно стремится соответствовать требованиям и всегда не дотягивает. Это сильно бьет по самолюбию, рождает ощущение, что «я неудачник». В такой ситуации у детей, да и у взрослых, опускаются руки, пропадает желание стараться и стремиться.

Рекомендую обращать внимание свое и подростка, что он/она еще не взрослый человек и равняться на умение, мамы, папы или кого-то из авторитетных взрослых личностей не стоит. Можно стремиться, но понимать, что для достижения таких же хороших результатов, нужно потратить время и заработать опыт.

Помогайте подросткам избегать обобщений! Один или два провала еще не значат, что «у меня никогда ничего не получается», «я всегда забываю или опаздываю».

Старайтесь и сами концентрироваться на конкретных вещах. Например: не получилось решить задачу. Это еще не повод считать, что к математике нет таланта. Предложите вместе подумать, почему так получилось, что можно сделать, чтобы в следующий раз справиться.

Если вы столкнулись с тем, что ребенок перестал воспринимать родительское мнение всерьез, запишите его на консультацию психолога. Я не однократно убеждалась, что в этом возрасте подросток легко идет на контакт с другими взрослыми.

Говоря о внешних изменениях, важно отмечать с подростком, что это промежуточный этап, не конечный вариант. Можно помогать формулировать мысленно или опираясь на известных персон тот образ, которому ребёнок хочет соответствовать. Важно разрешать эксперименты и стараться выдерживать даже те, которые кажутся вам странными. Дайте подростку набраться опыта, прислушаться к себе, почувствовать, в какой одежде, с какой прической комфортнее, какая одежда и прическа позволяют быть принятыми в своём кругу.

Мы – родители – живем во взрослом мире. Наши приоритеты, требования к внешнему виду и поведению отличаются. Конечно, есть правила поведения в общественных местах, стандарты школьной формы. Однако если ребёнок во всем будет соответствовать нашим требованиям, но при этом не будет принят своей возрастной компанией, скорее всего это приведет к отвержению. Отсюда как раз и берет начало заниженная самооценка.

Еще один способ, который я очень люблю, как повысить самооценку подростку. Регулярно говорите своему ребенку, что он уникальный, единственный и неповторимый. Это действительно так! Мы все уникальны. Даже если найти внешних двойников, с таким набором качеств характера, внешних проявлений, вкусом, уровнем интеллекта, не найти второго идентичного. Идея собственной уникальности в небольших количествах (в лекарственных дозах) очень помогает подростку опираться на то, что можно быть собой.